Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 281520-4 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", внесенному депутатом Государственной Думы В.Б. Шестаковым и С.Н. Бабуриным, Е.Ю. Мухиной, А.В. Фоменко, В.И. Черепковым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы и проекту соответствующего постановления
(повторно к первому чтению)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев вышеназванный проект, сообщаем следующее.
Проектируемые изменения в федеральные законы частично воспроизводят положения Договора о создании Союзного государства (1999 г.), Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства (1999 г.), Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан (1998 г.), актов Высшего Совета Беларуси и России.
Так, например, в части 1 статьи 1 проекта закрепляется, что "на граждан Республики Беларусь, временно пребывающих, временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, распространяются акты Союзного государства в отношении соответствующих прав и обязанностей". В соответствии со статьей 60 Договора о создании Союзного государства законы, декреты, постановления и директивы органов Союзного государства являются обязательными для каждого государства-участника Союзного государства.
В соответствии с частью 4 статьи 1 проекта закрепляется, что "основанием для выдачи гражданину Республики Беларусь вида на жительство служит обмен помещениями между гражданами Республики Беларусь и Российской Федерации, переселяющимися соответственно из Республики Беларусь в Российскую Федерацию". Согласно статьи 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан "обмен жилыми помещениями между гражданами России и Беларуси осуществляется беспрепятственно в соответствии с национальным законодательством и является основанием для выдачи разрешений на постоянное жительство на территориях Договаривающихся Сторон".
Аналогичное замечание относится к содержанию проектируемого пункта "г" части второй статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", воспроизводящей положения статьи 1 Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства.
В связи с изложенным отмечаем, что в Российской Федерации существуют конституционные гарантии выполнения норм международного права. Согласно статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Став частью права государства, нормы международных договоров подлежат непосредственному применению. Это положение закреплено в части 3 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации". Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 31 июля 1995 года N 10-П "в соответствии с принципами правового государства, закрепленными Конституцией Российской Федерации, органы власти в своей деятельности связаны как внутренним, так и международным правом". В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 10 октября 2003 года "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" "международный договор подлежит применению, если Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора". Вышеназванные международные договоры Российской Федерации ратифицированы Федеральным Собранием Российской Федерации, из чего следует, что они подлежат непосредственному применению органами государства, хозяйствующими субъектами, должностными лицами и гражданами в отношениях, участниками которых являются граждане Республики Беларусь. Поэтому вряд ли целесообразно текстуальное воспроизведение их положений в федеральных законах.
Кроме того, отмечаем, что в названии проектов постановления и федерального закона говорится о внесении "изменений и дополнений" в федеральные законы. Однако в соответствии со статьей 71 (пункт "а") Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится "принятие и изменение" федеральных законов. Также в соответствии с Методическими рекомендациями по юридико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованными Советом Государственной Думы для использования при осуществлении законопроектной деятельности (выписка из протокола N 187 заседания Совета Государственной Думы от 20 ноября 2003 года), независимо от конкретного содержания законопроекта наименование законодательного акта всегда содержит только слово "изменение" в соответствующем числе. В связи с этим из названия проектов следует исключить слово "дополнений".
Заместитель начальника |
Г.А. Мартьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.