Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
по проекту федерального закона N 553821-5 "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", внесенному членами Совета Федерации Р.З. Алтынбаевым, В.Т. Кадоховым, А.А. Беспаликовым, А.Б. Тер-Аванесовым, В.Е. Межевичем, Ю.В. Смирновым, А.А. Суворовым, а также В.П. Парфеновым и А.Н. Галлямовым в период исполнения ими полномочий члена Совета Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел данный законопроект.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 17 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) в части установления обязательного требования о заключении соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В целях реализации этой нормы авторы законопроекта предлагают установить трехмесячный срок для заключения указанных соглашений с вновь созданными многофункциональными центрами, исчисляемый со дня их образования, а также обязывают органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, в срок до 1 октября 2011 года заключить соглашения с действующими многофункциональными центрами.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона N 210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
Пунктом 5 статьи 2 Федерального закона N 210-ФЗ определено, что многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), являющийся российской организацией независимо от организационно-правовой формы (в том числе автономным учреждением), и отвечающий требованиям, установленным Федеральным законом N 210-ФЗ, уполномочен на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу "одного окна", то есть согласно части 1 статьи 15 Федерального закона N 210-ФЗ предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона N 210-ФЗ установление требований к заключению соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления относится к исключительной компетенции Правительства Российской Федерации.
Принятое Правительством Российской Федерации Постановление от 27 сентября 2011 года N 797 "О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных (муниципальных) услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления", содержащее "Положение о требованиях к заключению соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных (муниципальных) услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления", устанавливает общие условия и сроки заключения указанных соглашений.
Кроме того, реализация предложенной нормы, по смыслу которой предоставление государственных и муниципальных услуг будет осуществляться исключительно в многофункциональных центрах, повлечет противоречие нормам Федерального закона N 210-ФЗ, согласно которым предоставление указанных услуг осуществляется органами, перечисленными в статье 1, конкретизированными в пункте 1 и 2 статьи 2 указанного Федерального закона. Такая ситуация лишит гражданина его законного права напрямую обратиться в орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу, что искажает смысл духа и буквы Федерального закона N 210-ФЗ, направленного на упрощение процедуры получения услуг заявителем.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству не поддерживает данный законопроект и предлагает Государственной Думе его отклонить.
Утверждено на заседании Комитета 20 января 2012 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.