Заключение Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 520760-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду и введения муниципального экологического контроля", внесенный Костромской областной Думой
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 520760-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду и введения муниципального экологического контроля" (далее - законопроект), внесенный Костромской областной Думой (далее - автор), и отмечает следующее.
В пояснительной записке автор законопроекта указывает на то, что "предлагаемый к внесению законопроект разработан с целью установления императивной нормы, предусматривающей постановку на учет в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду, введения ответственности за нарушение данного требования, наделения органов местного самоуправления полномочиями по осуществлению муниципального экологического контроля, в том числе для повышения собираемости платы за негативное воздействие на окружающую среду".
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральные законы от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (статья 23), от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (статья 28), от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (статьи 5, 6, 7, 16, 64, 65, 67, новая статья 66.1), от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 15, 16) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (статьи 8.41. и 23.29., новая статья 8.41.1.).
Несмотря на значимость предлагаемых нововведений, на законопроект имеется ряд замечаний.
В части постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду и введения ответственности за нарушение данного требования отмечаем следующее.
В настоящее время правовой основой регулирования рассматриваемых отношений являются Федеральные законы "Об охране окружающей среды", "Об охране атмосферного воздуха" и "Об отходах производства и потребления". Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. В соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632, взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется с предприятий, учреждений, организаций, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанных с природопользованием.
В соответствии со статьей 69 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в целях государственного регулирования природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, осуществляется государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. В этой связи, предложение авторов законопроекта об установлении обязанности постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду не соотносится с положениями Федерального закона "Об охране окружающей среды", предусматривающих постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а не юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, введение данной обязанности будет являться дополнительным административным барьером для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые, в свою очередь, в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" подлежат постановке на учет в соответствующем налоговом органе.
Одновременно отмечаем, что в целях выполнения перечня поручений Президента Российской Федерации, данных по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 9 июня 2011 г., Государственной Думой принят в первом чтении внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 584587-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий". Для повышения эффективности государственного регулирования в области охраны окружающей среды данным проектом федерального закона предлагается создать единый государственный реестр объектов, оказывающих воздействие на окружающую среду, как федеральный информационный ресурс, образуемый в процессе государственного учета таких объектов; установить статус информации, находящейся в реестре, а также порядок его ведения. Это позволит снизить излишние административные барьеры для небольших предприятий и сосредоточить внимание на экологически опасных объектах.
По вопросу наделения органов местного самоуправления полномочиями по ведению муниципального экологического контроля отметим следующее.
С 1 августа 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которым в том числе усовершенствовал вопросы осуществления экологического контроля (надзора). Положениями данного Федерального закона не предусмотрено осуществление муниципального экологического контроля, за некоторыми исключениями (например, муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значений, муниципальный лесной контроль и др.).
Комитетом Государственной Думы по вопросам местного самоуправления (соисполнитель) законопроект в представленной редакции не поддерживается (Решение Комитета от 1 июня 2011 года N 115/5).
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рекомендует Государственной Думе отклонить в первом чтении проект федерального закона N 520760-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду и введения муниципального экологического контроля", внесенный Костромской областной Думой.
Председатель Комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.