Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по науке и наукоемким технологиям
на проект федерального закона N 610236-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям рассмотрел представленный Правительством Российской Федерации законопроект N 610236-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Законопроект подготовлен на основе отчета об исполнении федерального бюджета за I полугодие 2011 года, ожидаемой оценки исполнения федерального бюджета на 2011 год.
В соответствии с законопроектом общий объем доходов федерального бюджета на 2011 год составит 11 121,4 млрд. рублей (20,9% к ВВП), или на 818,0 млрд. рублей больше объема, установленного Законом о бюджете.
Общий объем расходов федерального бюджета равен общему объему доходов и составит 11 121,4 млрд. рублей (20,9% к ВВП), или на 98,9 млрд. рублей больше объема, установленного Законом о бюджете.
Таким образом, законопроектом предлагается принять сбалансированный и бездефицитный федеральный бюджет на 2011 год.
В этой связи следует отметить низкое качество прогнозирования и бюджетного планирования. Так, во внесенном в начале октября текущего года законопроекте N 607158-5 "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" дефицит федерального бюджета на 2011 год оценивался на уровне 29,9 млрд. рублей.
По разделу "Общегосударственные вопросы" по подразделу "Фундаментальные исследования" ассигнования увеличатся на 855,4 млн. рублей, а по подразделу "Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов" - на 142,6 млн. рублей.
По разделу "Национальная экономика" предусмотрен рост ассигнований на 1 079,2 млн. рублей.
Изменение ведомственной структуры расходов федерального бюджета на 2011 год, предусмотренной приложением 8 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" по основным распорядителям ассигнований на научные исследования
тыс. рублей | |
Наименование |
Сумма |
МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
+5 300,0 |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
+140 000,0 |
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ НАУК |
- 4 427,7 |
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК |
+522 128,9 |
СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК |
+302 325,0 |
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МЕДИЦИНСКИХ НАУК |
+194 508,7 |
УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК |
+31 579,2 |
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК |
+3 342,0 |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "РОСАТОМ" |
+1 184 396,4 |
С учетом дополнительных ассигнований в сумме 98 881,2 млн. рублей и ожидаемой экономии по отдельным направлениям в сумме 131 920,0 млн. рублей законопроектом предлагается перераспределить бюджетные ассигнования в сумме 230 801,2 млн. рублей, в том числе:
22 241,7 млн. рублей - взнос в уставный капитал "РОСНАНО" (ранее планировался в 2012 году);
190,0 млн. рублей - техническое перевооружение Учреждения Российской академии наук Институт физики полупроводников им. А.В. Ржанова Сибирского отделения РАН (ИФП СО РАН), г. Новосибирск;
Перераспределение бюджетных ассигнований с направлением их части в связи с ожидаемой экономией в 2011 году на реализацию приоритетов модернизации в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации составило 16 221,8 млн. рублей, из которых на поддержку приоритетов модернизации главными распорядителями предлагается направить бюджетные ассигнования в сумме 10 230,1 млн. рублей, т.е. 63,1% от общей суммы экономии, в том числе на реализацию следующих направлений:
- стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение в сумме 5 335,0 млн. рублей;
- медицинская техника и фармацевтика в сумме 133,3 млн. рублей;
- космос и телекоммуникации в сумме 608,3 млн. рублей;
- энергоэффективность в сумме 3 494,0 млн. рублей;
- ядерные технологии в сумме 659,5 млн. рублей.
По предложению Минобрнауки России перераспределено 1 538,7 млн. рублей, из них:
уменьшен объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
- предоставление субсидий федеральным автономным учреждениям в сумме 971,2 млн. рублей;
- мероприятия, направленные на развитие федеральных автономных учреждений, в сумме 303,9 млн. рублей;
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в рамках федеральной целевой программа "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" в сумме 36,0 млн. рублей и др.;
увеличен объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
- обеспечение учебного процесса в подведомственных образовательных учреждениях в сумме 1 073,5 млн. рублей;
- обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), в том числе на оплату коммунальных услуг, транспортных услуг, проведение текущего и капитального ремонта общежитий, приобретение оборудования, обеспечение безопасности учебного процесса в сумме 379,9 млн. рублей;
- разработка новых образовательных программ и образовательных модулей для профильных высших и средних специальных учебных заведений в рамках федеральной целевой программа "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" в сумме 36,0 млн. рублей и др.
По предложению Минэкономразвития России перераспределены бюджетные ассигнования в сумме 2 996,3 млн. рублей, из них предусмотренные на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в сумме 2 976,3 млн. рублей, направлены на взнос в уставный капитал ОАО "Особые экономические зоны" на строительство объектов коммунально-бытового назначения особой экономической зоны технико-внедренческого типа в г. Томске и г. Дубне, строительство внутриплощадных сетей ливневой канализации с очистными сооружениями и др.
Осуществлено перераспределение бюджетных ассигнований, предусмотренных на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, в связи с отсутствием по состоянию на 1 апреля 2011 года документов, подтверждающих наличие утвержденной в установленном порядке проектной документации в отношении объектов капитального строительства, и предложений по детализации мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), включенных в федеральную адресную инвестиционную программу на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, в общем объеме 1 342,9 млн. рублей, в том числе в рамках реализации:
1) федеральной целевой программы "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 - 2015 годов и на перспективу до 2020 года":
уменьшен объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
- строительство многоцелевого исследовательского реактора на быстрых нейтронах МБИР, на техническое перевооружение опытного реактора на быстрых нейтронах тепловой мощностью 60 МВт Открытого акционерного общества "Государственный научный центр Научно-исследовательский институт атомных реакторов", г. Димитровград, Ульяновская область, в сумме 212,5 млн. рублей;
- техническое перевооружение токамака Т-11М, объектов технологического центра и информационной сети, управляемого термоядерного синтеза Федерального государственного унитарного предприятия "Государственный научный центр Российской Федерации-Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований", г. Троицк, Московская область, в сумме 40,2 млн. рублей;
- реконструкцию экспериментально-технологической базы для отработки технологии изготовления и исследования характеристик элементов модулей бланкета, реконструкцию экспериментальной базы стенда "Плазматех-М", техническое перевооружение стендовой базы Федерального государственного унитарного предприятия "Научно-исследовательский институт электрофизической аппаратуры имени Д.В. Ефремова", г. Санкт-Петербург в сумме 28,4 млн. рублей;
- техническое перевооружение объектов технологического центра и информационной сети управляемого термоядерного синтеза Федерального государственного унитарного предприятия "Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики", г. Саров, Нижегородская область, в сумме 4,0 млн. рублей;
- техническое перевооружение объектов технологического центра и информационной сети управляемого термоядерного синтеза Федерального государственного унитарного предприятия "Красная звезда", г. Москва, в сумме 2,8 млн. рублей;
увеличен объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на осуществление НИОКР в сумме 287,9 млн. рублей;
2) федеральной целевой программы "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008 - 2015 годы:
уменьшен объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на реконструкцию и техническое перевооружение для создания базового центра проектирования Открытого акционерного общества "Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем", г. Москва, в сумме 30,0 млн. рублей;
увеличен объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на реконструкцию и техническое перевооружение для создания отраслевого центра автоматизированного проектирования Открытого акционерного общества "Научно-исследовательский институт точных приборов", г. Москва, в сумме 30,0 млн. рублей;
3) федеральной целевой программы "Развитие гражданской морской техники" на 2009 - 2016 годы увеличен объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на техническое перевооружение отраслевого электротехнического стенда Федерального государственного унитарного предприятия "Центральный научно-исследовательский институт судовой электротехники и технологии", г. Санкт-Петербург, в сумме 212,6 млн. рублей
4) Федеральной космической программы России на 2006 - 2015 годы увеличен объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
- проведение проектных и изыскательских работ на космодроме "Восточный" в сумме 322,3 млн. рублей;
- реконструкцию и техническое перевооружение производства пневмогидравлических систем и бортовых разъемных соединений Федерального государственного унитарного предприятия "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева", г. Москва (филиал - Конструкторское бюро "Арматура", г. Ковров, Владимирская область) в сумме 85,0 млн. рублей.
На фоне значительного увеличения расходной части федерального бюджета неоправданным является предложение о сокращении бюджетных ассигнований на высшее и послевузовское профессиональное образование на сумму 402,5 млн. рублей, что негативно скажется на его качестве и доступности для населения.
Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям при доработке законопроекта рекомендует учесть следующие предложения.
1. Для повышения качества бюджетного планирования необходимо существенно повысить качество и надежность среднесрочных прогнозов социально-экономического развития.
2. Для повышения эффективности бюджетных ассигнований, выделяемых на науку и инновации, целесообразно дополнительные доходы федерального бюджета в первую очередь направлять на научные исследования и разработки, профессиональное образование, увеличение капитальных вложений производственного характера для освоения инновационной продукции наукоемких отраслей промышленности, а не на приобретение дополнительных акций компаний, выпускаемых ими при увеличении уставных капиталов.
3. Продолжить в последующие годы подготовку отдельного приложения "Группирующие расходы федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения", сделав его приложением не к пояснительной записке, а к федеральному закону на соответствующий год.
Реализация предложенных мер позволит создать условия для достижения целей, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
В соответствии с изложенным, Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям рекомендует проект федерального закона N 610236-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" к принятию в первом чтении с учетом необходимости его доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
В.А. Черешнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.