Заключение Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 579729-5 "О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"
(об увеличении перечня представляемой потребителю обязательной информации)
Досье на проект федерального закона
Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 579729-5 "О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (об увеличении перечня представляемой потребителю обязательной информации), внесенный членами Совета Федерации С.М. Киричуком, В.А. Новиковым и А.П. Починком, и отмечает следующее.
Законопроект дополняет часть 2 статьи 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ N 2300-1) новыми положениями, в соответствии с которыми информация о товарах (работах, услугах), представляемая продавцом (изготовителем, исполнителем) при продаже таких товаров, в обязательном порядке должна содержать сведения о наличии в товаре веществ I - IV класса опасности, о возможности причинения вреда здоровью потребителя вследствие неправильного обращения и (или) утилизации товара, а также о правилах сбора и утилизации товара, утратившего потребительские свойства.
Законопроект разработан в целях информирования потребителей о возможных негативных последствиях в результате неправильного использования или вследствие нарушения правил утилизации энергосберегающих ртутьсодержащих люминесцентных ламп, которыми может быть причинен вред здоровью граждан и окружающей среде.
Следует отметить, что в рамках Закона РФ N 2300-1 право потребителя на безопасность товаров (работ, услуг) уже установлена и регламентируется отдельной статьей 7, пунктом 3 которой установлено, что "если для безопасности использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила, изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя.".
Порядок и методы этикетирования, маркировки и т.д. регулируются законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и должны быть установлены техническими регламентами. Как следует из статьи 2 Федерального закона от 27.12.2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производству, строительству, монтажу, наладке, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации).
Кроме статьи 7 Закона РФ N 2300-1, обязательность предоставления потребителю предупреждающей информации при обороте опасной продукции заложена в самом пункте 2 статьи 10 Закона РФ N 2300-1, куда предлагается внести дополнения. В частности, установлено, что информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать правила и условия безопасного использования товаров (абз. 6 п. 2 ст. 10), срок годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя (абз. 8 п. 2 ст. 10).
С точки зрения предупреждения возникновения негативных явлений, деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности подлежит лицензированию на основании п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и ч. 2 ст. 40 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", следовательно, подлежит государственному контролю (надзору) и находится под пристальным вниманием государственных органов.
Помимо законодательно установленной обязанности изготовителя указывать в сопроводительной документации правила по безопасному использованию товара, его хранению, транспортировке и утилизации, а продавца довести эти правила до сведения потребителя, существуют определенные обязательства на уровне местного самоуправления. Так, в соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Следовательно, задачей властей городского поселения является обеспечение организации безопасного сбора использованных энергосберегающих ртутьсодержащих ламп, в том числе информирование населения о правилах сбора таких ламп.
Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству считает предлагаемые проектом федерального закона N 579729-5 "О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (об увеличении перечня представляемой потребителю обязательной информации) предложения излишними и не поддерживает принятие законопроекта в первом чтении.
Председатель Комитета |
И.Н. Руденский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.