Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по вопросам развития институтов гражданского общества
от 28 ноября 2011 г. N 3.30-07/843
на проект федерального закона N 615872-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комиссия Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества на своём заседании 28 ноября 2011 года рассмотрела Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 23 ноября 2011 года, и отмечает следующее.
Федеральный закон направлен на повышение эффективности деятельности общественных наблюдательных комиссий по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.
Федеральным законом закрепляется право государственных органов власти и органов местного самоуправления по оказанию финансовой, имущественной, консультационной, информационной и иной поддержки деятельности общественных наблюдательных комиссий. При этом возможность осуществления содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, предоставляется, помимо общественных объединений, также и социально ориентированным некоммерческим организациям.
В целях повышения эффективности работы общественных наблюдательных комиссий Федеральным законом дополняется Федеральный закон от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" положением, согласно которому Общественная палата Российской Федерации оказывает им содействие в обеспечении их методическими материалами, предоставляет относящиеся к деятельности общественных наблюдательных комиссий документы и материалы, а также проводит обучающие семинары в целях совершенствования деятельности общественных наблюдательных комиссий.
Принципы осуществления общественного контроля дополняются такими, как приоритет прав человека и объективность.
К тому же общественным наблюдательным комиссиям предоставляется право осуществления общественного контроля за обеспечением права на охрану здоровья лиц, находящихся в местах принудительного содержания.
Федеральным законом увеличивается до сорока верхний предел численности членов общественных наблюдательных комиссий. Кроме этого, в случае досрочного прекращения полномочий члена общественной наблюдательной комиссии законопроектом предоставляется право общественному объединению, выдвинувшему его, а также иному общественному объединению, обладающему правом на выдвижение кандидатур, предложить иную кандидатуру в члены общественной наблюдательной комиссии.
Также Федеральным законом уточняются основания прекращения полномочий члена общественной наблюдательной комиссии. При этом общественной наблюдательной комиссии, а также руководящему коллегиальному органу общественного объединения, выдвинувшего кандидатуру члена общественной наблюдательной комиссии, предоставляется возможность инициировать процедуру прекращения полномочий члена общественной наблюдательной комиссии в случае ненадлежащего исполнения им своих обязанностей либо грубого нарушения Кодекса этики, утверждаемого Общественной палатой Российской Федерации. Окончательное решение будет приниматься советом Общественной палаты Российской Федерации.
Принятие Федерального закона позволит эффективнее обеспечивать соблюдение прав человека в местах принудительного содержания.
Следует отметить, что членами Совета Федерации, входящими в состав Комиссии Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества, были внесены в Государственную Думу девять поправок к проекту рассматриваемого Федерального закона, которые были приняты.
В соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Комиссией по вопросам своего ведения проведена антикоррупционная экспертиза Федерального закона. Коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон согласуется с Конституцией Российской Федерации и системой федерального законодательства.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации замечаний не имеет.
Федеральный закон принят в соответствии с пунктом "в" статьи 71 Конституции Российской Федерации по предмету ведения Российской Федерации, а также согласно пункту "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации Федеральный по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как не затрагивает вопросы, предусмотренные статьёй 106 Конституции Российской Федерации.
Комиссия Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества рекомендует Совету Федерации рассмотреть Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и одобрить его.
Председатель Комиссии |
Б.И. Шпигель |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.