Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 628687-5 "О порядке отбывания административного ареста", внесенному Правительством Российской Федерации (первое чтение)
Досье на проект федерального закона
По проекту федерального закона замечаний концептуального характера не имеется.
Вместе с тем, обращаем внимание, что часть 4 статьи 2 законопроекта, устанавливающая обязанность администрации места отбывания административного ареста направлять в соответствующий срок уведомления о прибытии лиц, подвергнутых административному аресту и определяющая круг лиц для такого уведомления, является частично дублирующей пункт 3 части 1 статьи 16 законопроекта, предметом регулирования которого является та же обязанность администрации места отбывания административного ареста.
Пункт 9 части 1 статьи 5 законопроекта, закрепляющий право лиц, подвергнутых административному аресту на отправление религиозных обрядов в месте отбывания административного ареста, нуждается в уточнении, поскольку осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Положение пункта 14 статьи# части 1 статьи 5 законопроекта, закрепляющее право на тайну переписки и телефонных переговоров, а также часть 2 статьи 9, не допускающую осуществление аудиоконтроля при проведении свидания с защитником, следует соотнести с положением части 3 статьи 4 законопроекта, устанавливающим, что лица подвергнутые административному аресту, находятся в период отбывания административного ареста под постоянным контролем и наблюдением, в том числе с использованием аудио- и (или) видеотехники, а также иных технических средств.
На наш взгляд, статью 10 законопроекта следует дополнить положением, конкретизирующим порядок направления предложений, заявлений и жалоб, адресованных прокурору, в суд или иные органы, которые имеют право контроля за местами принудительного содержания, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, в Европейский Суд по правам человека.
Условное наименование федерального органа исполнительной власти предлагаемое в частях 3 и 5 статьи 12 законопроекта следует изложить как "федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения" (см. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 321 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации").
Предлагаемое в пункте 6 статьи 13 и в пункте 10 статьи 16 законопроекта понятие "субъекты общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания" следует согласовать с терминологией, используемой в Федеральном законе от 10.06.2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункте 10 части 1 статьи 16 законопроекта"
Частью 3 статьи 15 законопроекта устанавливаются основания прекращения и приостановления отбывания административного ареста, при этом неясно на какой срок может быть приостановлено исполнение постановления о назначении административного ареста, также неясно в каких случаях будет применяться прекращение исполнения постановления о назначении административного ареста. При этом, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях такой порядок не урегулирован.
Статью 20 законопроекта, ограничивающую право прокурора осуществлять надзор за исполнением законов только администрацией места отбывания административного ареста (в соответствии с частью 2 статьи 2 законопроекта - начальником органа внутренних дел и его заместителем), следует согласовать со статьей 32 Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации", устанавливающей, что предметом прокурорского надзора является законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом, и не предусматривающей из указанного права прокурора каких-либо изъятий.
Применительно к статье 23 законопроекта отмечаем необходимость уточнить срок вступления в силу статьи 22 федерального закона.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.