Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию
на проект федерального закона N 611742-5 "О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (об отсрочке от призыва на военную службу гражданам, получающим послевузовское профессиональное образование, с 1 января 2013 года), внесенный депутатами Государственной Думы В.М. Заварзиным, Г.А. Балыхиным, Н.И. Булаевым, И.Ю. Фахритдиновым; членами Совета Федерации К.В. Цыбко, Р.У. Гаттаровым, В.А. Озеровым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию рассмотрел указанный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается изложить в новой редакции подпункт "б" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", согласовав его с действующими в настоящее время положениями Закона Российской Федерации "Об образовании", касающимися правового регулирования получения послевузовского образования.
В соответствии с данным подпунктом (в действующей редакции) право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, "получающие послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования или научных учреждениях, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования_"
В отличие от сгруппированных в подпункте "а" норм, регулирующих отсрочку от призыва граждан, получающих образование более низкого уровня, где прямо указывается на обязательность наличия у образовательной организации аккредитации по соответствующим программам, в подпункте "б" говорится лишь об аккредитации вузов по соответствующим направлениям подготовки, а к научным организациям требование наличия аккредитации вообще не предъявляется.
Следует обратить внимание на то, что в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании" помимо аккредитации образовательных программ, предусмотрена также аккредитация самих образовательных учреждений, дающая им определенные права и накладывающая определенные обязанности.
Различие требований к вузам и научным организациям, установленное еще в первоначальном варианте Федерального закона N 53-ФЗ и сохраненное Федеральным законом от 6 июля 2006 года N 104-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву", было связано с особенностями реализации программ послевузовского образования, для которых государственных стандартов не существовало и аккредитация по которым, соответственно, не проводилась.
Поэтому, в случае научных организаций, которые в соответствии с законодательством об образовании вправе реализовывать только программы послевузовского образования (с 2007 года еще и дополнительные профессиональные образовательные программы) требования к аккредитации организации не устанавливалось. Поскольку для научных организаций характерна достаточно узкая специализация, для них, с учетом отсутствия аккредитации программ послевузовского образования, было вполне достаточно указания на наличие лицензии на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования. Для высших учебных заведений, которые, как правило, реализуют образовательные программы по широкому спектру направлений, в этих условиях предусматривалось наличие аккредитации по определенным направлениям подготовки (специальностям), которое, естественно, определялось по образовательным программам высшего профессионального образования, для которых требовалась аккредитация.
Именно такой подход отражался в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 октября 2008 года N 286 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 30 октября 2008 г. N 12547) "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по образованию по предоставлению государственной услуги "Открытие в установленном порядке аспирантур и докторантур в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования и научных организациях".
Существенное изменение в подходах к послевузовскому образованию было внесено еще в 2007 году Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта", но их реализация была законодательно отнесена до 1 января 2011 года. Этот федеральный закон вводил новое понятие: федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования, а также понятие государственной аккредитация по таким образовательным программам.
Федеральным законом от 08.11.2010 N 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования" в Закон Российской Федерации "Об образовании" была введена специальная статья 33.2. "Государственная аккредитация образовательных учреждений, научных организаций", регламентирующая, в том числе, государственную аккредитацию в отношении реализуемых этими организациями образовательных программ послевузовского профессионального образования, а также установлена возможность аккредитации в отношении укрупненных групп направлений подготовки и специальностей.
Правительство Российской Федерации 21 марта 2011 года приняло постановление N 184 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций", которое заменило ранее действующее положение, а 27 сентября 2011 года - постановление N 800 "Об утверждении положения о государственной аккредитации федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующих образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно".
16 марта 2011 года Министерства образования и науки Российской Федерации приказом N 1365 были утверждены необходимые для проведения аккредитации федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантуре). Приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 10 мая 2011 г. N 20700.
Таким образом, назрел вопрос об изменении редакции подпункта "б" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в котором до сих пор отражается терминология и подходы к послевузовскому образованию, действующие в прошлом десятилетии.
Данную задачу решает предложенный законопроект:
Во-первых, он заменяет требование к наличию у вуза аккредитации по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), на требование к реализуемым этой организацией образовательным программам послевузовского профессионального образования, аналогично тому, как это сделано в подпункте "а" в отношении других уровней образования.
Во-вторых, устанавливает, что данные программы должны быть отнесены к аккредитованным укрупненным группам направлений подготовки и специальностей, что соответствует действующему законодательству в области образования.
В-третьих, законопроект распространяет данную норму на граждан, получающих образование в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, где в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" также возможна реализация программ послевузовского профессионального образования по основным образовательным программам.
Субъектами права законодательной инициативы, внесшими законопроект, справедливо предложено отложить дату вступления в силу соответствующего закона до 1 января 2013 года с учетом новизны положений, введенных в законодательство об образовании, и необходимости предоставить образовательным учреждениям и научным организациям определенный срок для их реализации, поскольку на сегодняшний день процесс государственной аккредитации указанных организаций по реализуемым ими программам послевузовского профессионального только начинается и требует соблюдения определенных процедур, в том числе включающих экспертизу.
Соответственно, до 1 января 2013 года должен сохраняться действующий ранее порядок, заложенный Федеральным законом от 6 июля 2006 года N 104-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву".
В то же время следует обратить внимание на то, что оборот "в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования", из-за наличия слов "по соответствующим направлениям подготовки (специальностям)", которые, хотя и не соотнесены с программами послевузовского образования, о чем было сказано выше, в условиях изменившегося в 2011 году образовательного законодательства, дает повод трактовать его, как требование к вузам об аккредитации этих программ, что искажает заложенный изначально в эту норму смысл о равенстве прав обучающихся, независимо от того, где осуществляется такое обучение: в вузе или научной организации.
Учитывая необходимость исключения возможности такого толкования, этими же субъектами права законодательной инициативы внесен еще один законопроект N 611756-5, не изменяющий, по сути, действующую норму, а устраняющий возможность ее неоднозначного толкования в период сохранения ее действия.
На основании вышесказанного Комитет Государственной Думы по образованию поддерживает принятие законопроекта N 611742-5 в первом чтении и в целом.
Председатель Комитета |
Г.А. Балыхин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.