Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 37117-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
За период деятельности государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) механизм обусловленного финансирования, заложенный в Федеральном законе от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон о Фонде), когда средства Фонда направлялись на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда при условии реформирования жилищно-коммунального комплекса муниципальных образований, участвующих в программах Фонда (далее - механизм обусловленного финансирования), по ряду направлений, обозначенных в Федеральном законе о Фонде, показал свою высокую эффективность.
Обобщая итоги деятельности Фонда за четыре года можно констатировать, что задачи реформирования отрасли, определенные Федеральным законом о Фонде, к настоящему времени в общем уже решены.
В дальнейшем, с учетом необходимости решения имеющихся в настоящее время значительных проблем в жилищно-коммунальном комплексе страны необходимо продолжить активное использование зарекомендовавшего свою высокую эффективность механизма обусловленного финансирования. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - законопроект) предусматривает следующие ключевые направления деятельности Фонда до 31 декабря 2015 года:
1. Полная ликвидация аварийного жилищного фонда, признанного таковым в срок до 1 января 2012 года;
2. Предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда осуществляется при условии:
принятия субъектами Российской Федерации нормативных и правовых актов, направленных на создание постоянно действующей системы капитального ремонта многоквартирных домов;
принятия субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями комплекса мер по привлечению инвестиций в коммунальную инфраструктуру;
осуществления субъектами Российской Федерации необходимых мер по оснащению многоквартирных домов коллективными приборами учета энергетических ресурсов;
принятия субъектами Российской Федерации мер по сокращению задолженности за потребленные энергоресурсы.
Законопроектом предлагается внести следующие изменения в действующую редакцию Федерального закона о Фонде:
1. Во исполнение пункта "е" Перечня поручений Президента Российской Федерации Д.А. Медведева по итогам состоявшегося 15 ноября 2011 г. выездного заседания Общественного комитета сторонников от 30 ноября 2011 г. N Пр-3588 и пункта 7 протокола расширенного заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления от 1 ноября 2011 г. N 6 предусмотрено продление сроков деятельности Фонда до 31 декабря 2015 года.
2. Предлагаются следующие изменения в вопросах финансирования региональных адресных программ по капитальному ремонту МКД и переселению граждан из аварийного жилищного фонда:
2.1. С 2013 года Фонд перестает предоставлять финансовую поддержку за счет своих средств на реализацию региональных адресных программ по капитальному ремонту многоквартирных домов (далее - МКД). Остатки невыбранных средств Фонда, остающихся к 1 января 2013 года и предназначенных на капитальный ремонт МКД, перераспределяются на финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
2.2. В целях создания условий для перехода к долгосрочной системе планирования переселения граждан из аварийного жилищного фонда в требования к региональным адресным программам по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включается требование о том, что с 2013 года такие программы должны приниматься на трехлетний период (до окончания деятельности Фонда).
2.3. Для наиболее эффективного расходования средств Фонда и создания условий для полного решения вопроса переселения граждан из аварийного жилья, уточняется способ определения лимитов финансовой поддержки субъектам Российской Федерации за счет Фонда на эти цели: лимиты на программы переселения будут распределяться пропорционально объемам аварийного жилищного фонда в субъектах Российской Федерации, переселение из которого не обеспечено финансированием за счет средств бюджетов разных уровней, в общем объеме аварийного жилищного фонда на территории Российской Федерации, не обеспеченного финансированием. Для этого Министерство регионального развития Российской Федерации в рамках реализации Федерального закона о Фонде наделяется полномочиями на получение официальной информации от субъектов Российской Федерации (о перечне и характеристиках аварийных домов) для ее использования при определении лимитов финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
2.4. Для минимизации издержек на жилищно-коммунальные услуги граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда, предусматривается переход на приобретение жилья в домах, соответствующих требованиям энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений, устанавливаемых Министерством регионального развития Российской Федерации.
2.5. Финансирование региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с 2013 года осуществляется с учетом их софинансирования за счет консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на уровне 50 процентов от общей суммы расходов.
3. Предлагаются следующие изменения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда:
3.1. Из 13 условий реформирования сферы ЖКХ, указанных в статье 14 действующей редакции Федерального закона о Фонде, следующие 4 условия исключаются:
о проведении работ по формированию и проведению государственного кадастрового учета земельных участков (пункт 4 части 1 статьи 14);
о запрете перекрестного субсидирования (пункт 7 части 1 статьи 14);
о запрете предоставления субсидий организациям коммунального комплекса на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с содержанием объектов, используемых в сфере тепло- и водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод (пункт 8 части 1 статьи 14);
о наличии региональных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности (пункт 9.1 части 1 статьи 14).
Остальные условия реформирования сферы ЖКХ сохраняются, но с 2013 года требования об их соблюдении распространяются только на муниципальные образования, получившие финансовую поддержку за счет средств Фонда до 31 декабря 2012 года.
3.2. В соответствии с законопроектом, при установлении фактов нарушения условий Федерального закона о Фонде, распространяющихся на муниципальные образования, получившие финансовую поддержку за счет средств Фонда до 31 декабря 2012 года, отзыв средств на основании этих фактов осуществляется только в пределах сумм, выделенных им из средств Фонда до 31 декабря 2012 года.
3.3. Финансовая поддержка за счет средств Фонда с 1 января 2013 года будет предоставляться при условии соблюдения следующих условий:
3.3.1. Наличие созданных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации условий для привлечения инвестиций в объекты энергетики и коммунальной инфраструктуры, предусматривающих:
1) наличие зарегистрированных прав собственности на все являющиеся недвижимым имуществом объекты энергетики и коммунальной инфраструктуры, используемые для оказания потребителям коммунальных услуг, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации и в собственности муниципальных образований, претендующих на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда или графиков регистрации таких прав, или наличия графиков регистрации таких прав, включая сроки осуществления необходимых действий по государственной регистрации прав на выявленные бесхозяйные объекты энергетики и коммунальной инфраструктуры;
2) наличие утвержденных долгосрочных тарифов на товары и услуги в сфере теплоснабжения - для 20% организаций до 1 января 2014 года, для 40% объемов отпуска - до 1 января 2015 года, и водоснабжения - для 20% организаций с 1 января 2015 года;
3) наличие программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования (далее - ПКР) - за исключением городских поселений численностью населения менее пятидесяти тысяч человек и сельских поселений, либо утвержденных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации графиков подготовки таких программ;
4) установление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в правилах предоставления субсидий муниципальным бюджетам на софинансирование сферы жилищно-коммунального хозяйства (при их наличии) в качестве одного из условий наличие утвержденных ПКР;
3.3.2. Наличие принятых и вступивших в силу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, предусматривающих создание систем финансирования работ по капитальному ремонту многоквартирных домов с содержанием норм, определяющих:формирование систем капитального ремонта МКД;
обеспечение софинансирования указанных расходов;
порядок управления и порядок расходования средств системы капитального ремонта МКД и осуществления контроля за целевым использованием указанных средств;
порядок утверждения графиков капитального ремонта МКД с установлением материальной ответственности органов местного самоуправления за их выполнение;
3.3.3. Снижения общего объема кредиторской задолженности за поставленные энергоресурсы в размере не менее 20% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года или наличия графиков, предусматривающих такое снижение в течение текущего года;
3.3.4. Оснащение многоквартирных домов коллективными приборами учета в срок до 1 июля 2013 года.
4. В целях распространения положительного опыта, сформированного субъектами, действующими в жилищно-коммунальной сфере, Фонд наделяется полномочиями по осуществлению информационно-разъяснительной деятельности.
5. Исходя из вышеизложенного, предлагается в законопроекте закрепить обязанность Правительства Российской Федерации при формировании бюджета на 2013-2015 годы предусмотреть размер имущественного взноса, необходимого на реализацию направлений деятельности Фонда на период с 2013 года.
6. Также предлагается ряд технических изменений, связанных, в том числе, со сроками подачи заявок и исполнением программ. Кроме того, исключаются главы 6.1 и 6.2, определяющие особенности предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья и развития малоэтажного жилищного строительства (цели установления данных норм к настоящему времени уже достигнуты).
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" потребует дополнительных расходов федерального бюджета в размере 217 млрд. руб. Указанные средства необходимы для решения обозначенной в пояснительной записке к законопроекту проблемы полного переселения граждан из аварийного жилья, признанного таковым в срок до 1 января 2012 года.
Для решения указанной задачи необходимо переселить более 720 тысяч человек, проживающих в аварийном жилье общей площадью 10,53 млн. кв. м*, что потребует направления в течение четырех лет 337,04 млрд. рублей из расчета стоимости одного квадратного метра приобретаемого жилья в 2012 году в соответствии со средней стоимостью одного квадратного метра, предусмотренной проектом приказа Минрегиона России на 2012 год, в размере 28,8 тыс. рублей и увеличения размера ее стоимости в соответствии с индексом-дефлятором на 2013-2015 годы (в среднем цена за указанный период составит 32 007,6 рублей за 1 кв. м). При этом доля Фонда в финансировании указанной задачи составит 50 процентов или 168,52 млрд. рублей (32 007,6 х 10,53/2).
Переход на приобретение жилья в домах, соответствующих требованиям энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений, устанавливаемых Министерством регионального развития Российской Федерации, приведет к росту стоимости одного квадратного метра жилья, приобретаемого с участием средств Фонда, на 28,77 процентов. Расчет произведен экспертным методом с учетом результатов реализации пилотных проектов по строительству энергоэффективных домов в рамках исполнения региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, финансируемых с участием средств Фонда в 2010 - 2011 годах. Разница в себестоимости строительства этих домов по сравнению с обычными домами составила 40 процентов. При строительстве энергоэффективных домов наблюдается высокая обратная эластичность себестоимости строительства таких домов в зависимости от масштабов - чем больше таких домов строится, тем меньше их себестоимость (эффект масштаба). В наблюдаемом эффекте масштаба свою роль играют, в том числе отечественные производители энергоэффективного оборудования, которые на сегодняшний день по многим позициям вынуждены выпускать ограниченное количество оборудования из-за локальности спроса. В случае если резко возрастет количество строящихся энергоэффективных домов, отечественные производители в достаточно короткие сроки готовы перейти на массовый выпуск соответствующего оборудования, что приведет к существенному снижению их себестоимости и, соответственно, их отпускной цены. За счет эффекта масштаба, по экспертным оценкам, снижение разницы между стоимостью энергоэффективных домов с обычными домами ожидается до 28,77 процентов.
Совокупные затраты на достижение повышенных норм энергоэффективности составят 96,96 млрд. рублей (из них за счет средств Фонда - 48,48 млрд. рублей).
Таким образом, общий объем средств Фонда, необходимый для полного переселения граждан из аварийного жилья, признанного таковым в срок до 1 января 2012 года, с учетом строительства энергоэффективных домов составит 217 млрд. рублей (168,52 млрд. рублей + 48,48 млрд. рублей).
------------------------------
* Площадь домов признанных аварийными до 1 января 2012 года и не входящих в действующие программы переселения (по данным реестра аварийных домов, который ведется Фондом на основании сведений, предоставляемыми субъектами Российской Федерации).
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" потребует внесения изменений:
1) в Жилищный Кодекс Российской Федерации:
1.1) в части включения в статью 32 положений, прямо предусматривающих возможность предоставления собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, по соглашению с ним другого жилого помещения по договору найма или социального найма;
1.2) внесение изменений, предусматривающих возможность при установлении платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда использование повышенных ставок платы за площадь жилых помещений, превышающую площадь жилых помещений, занимавшуюся гражданами, переселяемыми из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу.
1.3) в целях определения механизмов защиты интересов собственников помещений при их переселении из аварийного жилищного фонда предлагаются изменения, позволяющие учитывать при определении выкупной цены за изымаемые жилые помещения у граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда, цену, сформированную при продаже аварийного дома (со сформированным земельным участком) на торгах или цены права на заключение договора о развитии застроенной территории.
1.4.) в части внесения изменений, связанных с определением правовых основ для создания региональных систем капитального ремонта; изменения, связанные с определением правовых основ для создания региональных систем капитального ремонта.
2) в Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в части внесения изменений, предусматривающих право гражданина, являвшегося собственником жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, и которому жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставлены по договору найма или социального найма, права выкупа этих помещений по цене их приобретения муниципальным образованием.
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" потребует признания утратившими силу:
1) абзацев седьмого, девятого и десятого подпункта "а" и# пункта 7, пункта 10 статьи 1 Федерального закона от 1 декабря 2008 года N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации";
2) пункт 3, подпункт "а" пункта 4 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 147-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации";
3) пункт 6 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2009 года N 316-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации";
4) Федеральный закон от 9 марта 2010 года N 25-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации";
5) абзацы одиннадцатый, двенадцатый подпункта "а" и подпункт "б" пункта 4, подпункт "а" и абзац второй подпункта "д" пункта 7, пункты 10 и 11 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 441-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации";
6) подпункт "б" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 4 июня 2011 года N 124-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и статью 71 Федерального закона "О некоммерческих организациях";
7) пункт 1, подпункт "в" пункта 4 статьи 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.