Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
по проекту федерального закона N 499136-4 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации"
(в части установления минимального размера алиментов и иных гарантий выплаты алиментов на содержание детей) - внесен Т.А. Фральцовой в период исполнения ею полномочий депутата Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона N 499136-4 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации" и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в Семейный кодекс Российской Федерации (далее - СК РФ), направленные на установление гарантированного минимума при уплате алиментов, который не может быть меньше прожиточного минимума для ребенка, установленного в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживает ребенок, предусмотреть возможность взыскания алиментов на содержание совершеннолетних детей, обучающихся по очной форме обучения, расширить круг обстоятельств, при наличии которых родители обязаны участвовать в дополнительных расходах на детей и др.
1. В соответствии с законопроектом предлагается дополнить новым пунктом 3 статью 81 СК РФ о закреплении минимального размера алиментов на уровне 50 процентов прожиточного минимума для ребенка в регионе его проживания. Это предложение продиктовано необходимостью обеспечения достойного уровня жизни детей, которые после развода родителей растут в неполных семьях.
Однако, учитывая достаточно существенные различия в уровне жизни и в уровне заработной платы в разных регионах, может сложиться ситуация, когда плательщик алиментов в силу низкого уровня своей заработной платы будет не в состоянии выплатить сумму, равную половине прожиточного минимума ребенка, проживающего в регионе с более высоким уровнем прожиточного минимума.
Минимальный размер уплаты алиментов предлагается применять и при взыскании алиментов в твердой денежной сумме в соответствии со статьей 83 СК РФ.
2. Не менее спорным изменением является дополнение СК РФ статьей 84.1, которая закрепляет возможность выплаты алиментов лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста, но обучающимся по очной форме в учебных заведениях, до достижения ими возраста 23 лет. Лицо, достигшее совершеннолетия, приобретает полную гражданскую дееспособность (ст. 21 Гражданского кодекса РФ), утрачивает правовой статус ребенка (ст. 54 СК РФ) и признается алиментнообязанным лицом в отношении своих родителей (ст. 87 СК РФ). Представляется нецелесообразным продление срока выплаты алиментов на том основании, что лицо обучается в учебном заведении, поскольку концептуальная цель алиментирования заключается в предоставлении содержания несовершеннолетним и нетрудоспособным гражданам.
3. Согласно пункту 3 статьи 80 СК РФ при отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов, при непредоставлении содержания несовершеннолетним детям и при непредъявлении иска в суд орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям (одному из них). Законопроектом предлагается закрепить обязанность органа опеки и попечительства в указанных случаях предъявлять иски о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей. Однако в законопроекте не конкретизированы случаи и условия, при которых предъявление органом опеки и попечительства такого иска будет обязательным, также не ясно каким образом орган опеки и попечительства будет получать информацию о непредставлении содержания и непредъявлении иска в суд.
4. Представляется правомерным предложение о расширении круга обстоятельств, при наличии которых родители обязаны участвовать в дополнительных расходах на детей. Кроме того, предоставление судам возможности взыскивать дополнительные расходы не только ежемесячно, но и единовременно, а также путем предоставления содержания иным способом, полностью соответствует интересам ребенка.
5. При взыскании алиментов в твердой денежной сумме согласно пункту 2 статьи 117 СК РФ суды ошибочно исходят из минимального размера оплаты труда. Однако этот размер применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 19.06.2000 г. "О минимальном размере оплаты труда" для определения размера платежей по гражданско-правовым обязательствам (в том числе алиментным) применяется базовая сумма, равная 100 рублям. Эта сумма не изменялась с 2000 года.
Принимая во внимание то, что подобное положение не может в полной мере соответствовать интересам ребенка, в законопроекте предлагается осуществлять индексацию алиментов исходя из увеличения минимального размера алиментов. Однако в настоящее время индексация алиментов производится в соответствии со ст. 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве", с содержанием которой автору законопроекта необходимо согласовать предлагаемые изменения.
На указанный законопроект были получены как положительные так и отрицательные отзывы от субъектов Российской Федерации, а также отрицательный официальный отзыв Правительства Российской Федерации.
Вместе с тем, на рассмотрении в Государственной Думе находится проект федерального закона N 167036-5 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в целях усиления гарантий прав детей на получение алиментов", внесенного депутатами Государственной Думы Н.В. Герасимовой, Е.Б. Мизулиной, А.В. Кузьминой, А.В. Беляковым, О.Л. Михеевым, М.А. Мукабеновой; депутатами Государственной Думы 5-го созыва Е.А. Вторыгиной, Н.А. Останиной, Н.Н. Карпович, Е.Н. Лапшиной, который является альтернативным по отношению к данному проекту и направлен на урегулирование обозначенных проблем.
Учитывая изложенное, Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации отклонить проект федерального закона N 499136-4 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации" (в части установления минимального размера алиментов и иных гарантий выплаты алиментов на содержание детей), внесенный Т.А. Фральцовой в период исполнения ею полномочий депутата Государственной Думы.
Председатель Комитета |
Е.Б. Мизулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.