Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 499136-4 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации", внесенному Т.А. Фральцовой в период исполнения ею полномочий депутата Государственной Думы, Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа
(повторно к первому чтению)
Досье на проект федерального закона
Изучив проект указанного федерального закона, Правовое управление сообщает.
1. Гражданин Российской Федерации наделен правами и свободами человека и гражданина, в том числе правом самостоятельно (по собственному разумению и собственными действиями) пользоваться своими правами. Гражданин Российской Федерации имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (часть 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации). Таким образом, гражданин самостоятельно принимает решение об участии и форме заботы и воспитании своих детей вторым родителем в случае развода родителей и при других обстоятельствах, о необходимости защиты прав своих детей путем обращения в суд с соответствующим заявлением. В связи с этим, вызывает серьезные возражения положение нового пункта 3 статьи 80 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) (пункт 1 проекта), возлагающее на органы опеки и попечительства обязанность о безусловном предъявлении в суд иска о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям или одному из них в случае, если органу опеки и попечительства стало известно "об отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов, о непредоставлении содержания несовершеннолетним детям или о непредъявлении иска в суд". В данном случае такая обязанность органов опеки и попечительства должна порождаться наличием только обязанности родителя, на иждивении которого находится (остался) несовершеннолетний ребенок, отчитываться перед органами опеки и попечительства о предоставлении или непредоставлении вторым родителем содержания ребенку, а также наличием обязанности родителя предъявлять в суд иск о взыскании алиментов. В то же время законодательство не содержит указанных обязанностей, а говорит о праве родителей обращаться за защитой прав детей в суд.
2. В соответствии со статьей 81 СК РФ при отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей.
Статья 81 СК РФ дополняется новым пунктом 3 (пункт 2 проекта), из которого неясно, в каких случаях алименты будут взыскиваться с каждого родителя в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для ребенка, установленного в субъекте Российской Федерации, на территории которого он проживает (минимального размера алиментов). Кроме того, в дополняемом пункте 3 имеется внутреннее противоречие, поскольку в абзаце первом этого пункта минимальный размер алиментов составляет 50 процентов прожиточного минимума для ребенка, установленного в субъекте Российской Федерации, а в абзаце третьем - он будет составлять величину прожиточного минимума (100 процентов).
Положение нового пункта 3 статьи 81 СК РФ, на наш взгляд, также требует доработки, поскольку первый и второй абзацы создают неравенство между родителями ребенка. По смыслу, вкладываемому федеральными законами ("О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", "О гражданстве Российской Федерации" и другими) в термин "единственный родитель", к таким родителям относится родитель, который в актовой записи о рождении ребенка указан в единственном числе без указания второго родителя, или сведения об отце ребенка внесены со слов матери. Возникает неравенство в обязанностях одного родителя ребенка, если второй родитель умер или признан безвестно отсутствующим, и единственного родителя ребенка.
Кроме того, учитывая, что третий абзац нового пункта 3 статьи 81 СК РФ фактически повторяет положение действующего пункта 2 этой же статьи, возможно, имеет смысл дополнить действующий пункт 1 этой статьи предложением о том, что "в любом случае сумма удерживаемых алиментов на каждого ребенка не может быть ниже половины величины прожиточного минимума для ребенка, установленного в субъекте Российской Федерации по его месту жительства".
3. Дополнение пункта 1 статьи 83 СК РФ (пункт 3 проекта) словами "или неизвестен" представляется излишним, поскольку действующая редакция этого пункта предусматривает в том числе и этот случай, предоставляя право суду определять размер алиментов, взыскиваемых ежемесячно с родителя, обязанного уплачивать алименты, "если взыскание алиментов в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу родителя невозможно, затруднительно или существенно нарушает интересы одной из сторон".
В пункт 2 статьи 83 (пункт 3 проекта) вносится изменение, согласно которому размер взыскиваемых алиментов в твердой денежной сумме определяется судом исходя из максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств, но не ниже минимального размера алиментов, установленного новым пунктом 3 статьи 81 СК РФ. Данное положение в отношении минимального размера алиментов требует уточнения, поскольку новый пункт 3 статьи 81 СК РФ содержит два разных минимальных размера алиментов.
4. Пунктом 4 законопроекта предлагается главу 13 СК РФ дополнить новой статьей 84.1, согласно которой при отсутствии соглашения об уплате алиментов суд вправе обязать родителей, обладающих необходимыми для этого средствами, содержать своих совершеннолетних нуждающихся детей, обучающихся по очной форме в образовательных учреждениях, до окончания ими такого обучения, но не дольше, чем до достижения ими возраста двадцати трех лет. Однако предлагаемое положение не согласуется как со статьями 80 - 86 СК РФ, которые регулируют взыскание алиментов только в отношении несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных совершеннолетних детей, так и с положением части 3 статьи 38 Конституции Российской Федерации, согласно которому у трудоспособных детей, достигших 18 лет, возникает обязанность по заботе о нетрудоспособных родителях, поскольку они с указанного возраста наделены полной правоспособностью, всем комплексом прав и обязанностей человека и гражданина, несут полную ответственность за свою судьбу. Обращаем внимание, что факт получения образования по очной форме обучения не может являться основанием для признания у гражданина наличия ограничения жизнедеятельности по осуществлению трудовой деятельности. Данное предложение вызывает также возражение, поскольку устанавливается право суда обязать родителей уплачивать алименты, а не обязанность родителей содержать своих совершеннолетних нуждающихся детей, обучающихся по очной форме в образовательных учреждениях.
В предлагаемой новой статье 84 1 СК РФ также отсутствует механизм реализации данной нормы, поскольку неясно, кто будет определять обладают родители необходимыми средствами или нет, кто будет получателем этих алиментов (родитель или сам ребенок), какие критерии будут являться основанием для признания детей нуждающимися. Законопроект не содержит решения этого вопроса в отношении тех совершеннолетних детей, родители которых не имеют необходимых средств содержать своих совершеннолетних нуждающихся детей, обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях. Иными словами решение данной проблемы в отношении только одной категории детей ставит их в преимущественное положение по сравнению с другими детьми.
Кроме того, из этой статьи неясно, кто будет обращаться с иском в суд о взыскании алиментов, поскольку ребенок, достигший 18 лет, является совершеннолетним и имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности.
Замечания аналогичного характера касаются новой редакции статьи 86 СК РФ (пункт 5 проекта) и дополнения абзаца второго пункта 2 статьи 120 СК РФ (пункт 11 проекта).
5. Дополнение пункта 1 статьи 88 СК РФ (пункт 6 проекта) словом "трудоспособные", на наш взгляд, некорректно. Предлагаемая норма предоставляет возможность лицам, являющимся по действующему законодательству нетрудоспособными (например, являющимися инвалидами), но имеющими материальную возможность содержать своих нетрудоспособных нуждающихся родителей, не оказывать такой помощи на основании закона.
6. Пункт 3 статьи 81, пункт 2 статьи 83, пункт 6 статьи 113 и статью 117 СК РФ (пункты 2, 3, 9, 10 проекта) следует согласовать с Федеральным законом "Об исполнительном производстве", в частности, с частями 1 и 3 статьи 102 этого Федерального закона, устанавливающими, что индексация алиментов производится в случае повышения установленного законом минимального размера оплаты труда и пропорционально указанному повышению, а размер задолженности по алиментам судебный пристав-исполнитель определяет исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации.
Заместитель начальника |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.