Заключение Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству
по проекту федерального закона N 343830-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенному Законодательным Собранием Красноярского края
Досье на проект федерального закона
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел представленный законопроект.
Целью данного законопроекта является улучшение качества оказываемой адвокатами квалифицированной юридической помощи, соблюдение принципов состязательности и равноправия сторон, закрепленных процессуальным законодательством об уголовном, гражданском и административном судопроизводстве, а также сокращение фактических сроков рассмотрения дел.
Для реализации поставленной цели законопроектом предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях статьей 19.7.2, устанавливающей административную ответственность за непредоставление или несвоевременное предоставление адвокату сведений (информации) по его запросу, а равно предоставление адвокату таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, а также предоставление заведомо недостоверных сведений (информации). Полномочия по установлению факта указанного административного правонарушения, а также по составлению протоколов по таким административным правонарушениям возлагаются на должностных лиц органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры.
Комитет отмечает, что в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию, а также осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры является Министерство юстиции Российской Федерации. Для чего Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
определяет порядок ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации;
утверждает форму ордера на исполнение поручения, выдаваемого адвокатским образованием, и форму удостоверения адвоката;
осуществляет на территории Российской Федерации функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации адвокатами, адвокатскими образованиями и адвокатскими палатами;
ведет ведомственный реестр адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации.
При этом Министерство юстиции не наделено полномочиями по контролю и надзору за соблюдением законодательства иными органами государственной власти Российской Федерации, а также юридическими и физическими лицами, в том числе по соблюдению установленного законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре порядка выдачи адвокату запрошенных им документов или их заверенных копий.
Статья 6 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" устанавливает, что адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций. Указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее, чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Статья 15 указанного закона устанавливает, что лица, виновные в нарушении установленного порядка рассмотрения обращений, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
Кроме того, следует отметить, что в силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (часть 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации) суд по каждому делу обеспечивает равенство прав участников судебного разбирательства по представлению и исследованию доказательств и заявлению ходатайств. В случае необходимости, с учетом состояния здоровья, возраста и иных обстоятельств, затрудняющих сторонам возможность представления доказательств, без которых нельзя рассмотреть дело, суд по ходатайству сторон принимает меры к истребованию таких доказательств.
Полагаем, что действующий порядок привлечения к административной ответственности должностных лиц, нарушающих положения статьи 6 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", урегулирован в достаточной мере.
Правительство Российской Федерации представленный законопроект не поддерживает.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству не поддерживает концепцию представленного законопроекта и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Утверждено на заседании Комитета 16 сентября 2010 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.