Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству шестого созыва
по проекту федерального закона N 618290-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"
(внесен Законодательным собранием Ленинградской области)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 618290-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в части предоставления возможности строительства индивидуальных жилых домов на землях сельскохозяйственного назначения и землях иных категорий), внесенный Законодательным собранием Ленинградской области (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", согласно которым на землях сельскохозяйственного назначения и землях иных категорий, из которых могут предоставляться и приобретаться земельные участки для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, допускается индивидуальное жилищное строительство в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Как следует из пояснительной записки, законопроект направлен на создание условий для принятия органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств посредством предоставление членам таких хозяйств возможности строительства жилья для собственного проживания, что, в свою очередь, будет способствовать устойчивому развитию сельских территорий, обеспечению жителей села жильем и увеличению производства сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственного сырья и продовольствия.
Комитет, в целом поддерживая идею создания условий для развития крестьянских (фермерских) хозяйств, в том числе путем обеспечения возможности индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, считает необходимым обратить внимание на следующее.
По мнению Комитета, достаточные меры защиты земель сельскохозяйственного назначения от нецелевого использования должны обеспечиваться на уровне федерального законодательства. В связи с чем, представляется целесообразным ограничить предельные максимальные параметры допустимой плотности жилой застройки земель сельскохозяйственного назначения федеральным законом, например, посредством установления предельного максимального процента площади земельного участка, занимаемой под жилую застройку, от общей площади земельного участка, предназначенного для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
В связи с указанным, предлагаемое законопроектом наделение субъектов Российской Федерации полномочиями осуществлять самостоятельное правовое регулирование вопросов возможности строительства жилых домов крестьянскими (фермерскими) хозяйствами требует дополнительного обсуждения.
Следует также учитывать, что на основании статей 33, 78 Земельного кодекса Российской Федерации допускается использование земель сельскохозяйственного назначения для ведения гражданами крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом законами субъектов Российской Федерации устанавливаются предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно статьям 1, 4 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Вместе с тем, на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, действие данного Федерального закона не распространяется.
Таким образом, во избежание дробления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, используемых для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, до размеров менее минимальных, установленных для образования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, и их массовой застройки индивидуальными жилыми домами, представляется необходимым при принятии предлагаемых законопроектом изменений распространить действие Закона N 101-ФЗ также на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, используемые для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и занятые индивидуальными жилыми домами.
Кроме того, принятие законопроекта повлечет несогласованность со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации, исходя из которой при использовании земель сельскохозяйственного назначения, в том числе для ведения гражданами крестьянского (фермерского) хозяйства, допускается размещение зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Учитывая, что изложенные в настоящем заключении замечания носят концептуальный характер, по мнению Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству, внесенный Законодательным собранием Ленинградской области проект федерального закона N 618290-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" до его доработки с учетом указанных замечаний не может быть рекомендован к принятию при его рассмотрении Государственной Думой в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.