Заключение Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 1476-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с освобождением политических партий от сбора подписей избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления", внесенный Президентом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 1476-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с освобождением политических партий от сбора подписей избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления" предусмотрено внести изменения в Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральный закон от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", Федеральный закон от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Федеральный закон от 20 октября 2011 года N 287-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи со снижением минимального процента голосов избирателей, необходимого для допуска к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации", Федеральный закон от 25 июля 2006 года N 128-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к замещению государственных и муниципальных должностей" и другие.
Законопроектом предлагается освободить все политические партии от сбора подписей избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В отношении выборов Президента Российской Федерации законопроектом предложено значительно сократить количество подписей избирателей, необходимых для участия в этих выборах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Федерального закона от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 19-ФЗ) освобождается от сбора подписей на выборах Президента Российской Федерации кандидат, выдвинутый политической партией, федеральный список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации допущен к распределению депутатских мандатов. Также без сбора подписей избирателей осуществляется регистрация кандидата, выдвинутого политической партией, списки кандидатов которой были допущены к распределению депутатских мандатов (спискам кандидатов которых переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации") в действующих на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации законодательных (представительных) органах государственной власти не менее чем в одной трети субъектов Российской Федерации.
Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, в свою поддержку, а политическая партия (за исключением политических партий, указанных выше) в поддержку выдвинутого ею кандидата обязаны собрать не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 50 тысяч (пункт 1 статьи 36 Федерального закона N 19-ФЗ).
В указанные положения законопроектом вносятся изменения, согласно которым в поддержку кандидата на должность Президента Российской Федерации указанные политические партии должны собрать не менее 100 тысяч подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 2500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории этого субъекта Российской Федерации, и не более 2500 подписей избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации (если осуществляется сбор подписей среди таких избирателей).
Кандидату, выдвинутому в порядке самовыдвижения, необходимо собрать не менее 300 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 7500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории этого субъекта Российской Федерации.
По мнению Комитета, предложенные данным законопроектом изменения позволят сделать политическую систему страны более эффективной, лучше представляющей интересы граждан Российской Федерации. Активное участие в выборах партий, которые не представлены в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, будет способствовать развитию политической конкуренции.
Комитет считает необходимым также отметить, что весьма важной является норма законопроекта, предусматривающая сокращение числа подписей избирателей, необходимого для регистрации кандидатов на региональных и местных выборах, с двух процентов до 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа. Указанная норма позволит сформировать правовые условия для более активного участия граждан в региональных и муниципальных выборах, что в конечном итоге будет способствовать повышению гражданской активности населения и укреплению гражданского общества.
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поддерживает указанный законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.