Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
по проекту федерального закона N 1476-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с освобождением политических партий от сбора подписей избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления", внесенному Президентом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел данный законопроект.
Законопроект направлен на реализацию предложений по реформированию избирательного законодательства, содержащихся в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2011 года.
Законопроектом предлагается упростить порядок регистрации политических партий для участия на выборах в представительные органы всех уровней, за исключением выборов Президента Российской Федерации, освободив их от сбора подписей избирателей, сохранив требование о сборе подписей только для общественных объединений, не являющихся политическими партиями и обладающих статусом избирательного объединения для участия на выборах в органы местного самоуправления.
В этих целях законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), Федеральный закон от 10.01.2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 19-ФЗ), Федеральный закон от 18.05.2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", в Федеральный закон от 20.10.2011 г. N 287-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи со снижением минимального процента голосов избирателей, необходимого для допуска к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации", а также ряд норм других законодательных актов признаются утратившими силу.
В настоящее время согласно пункту 16 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, федеральный список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации допущен к распределению депутатских мандатов (федеральному списку кандидатов которой передан депутатский мандат в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"), а также регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых региональными отделениями или иными структурными подразделениями такой политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии), осуществляется без сбора подписей избирателей при условии, что указанное официальное опубликование состоялось раньше представления в избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов. Регистрация такого кандидата, списка кандидатов осуществляется на основании решения о выдвижении этого кандидата, списка кандидатов, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном федеральным законом. На основании указанного решения без сбора подписей избирателей осуществляется также регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, списки кандидатов которой были допущены к распределению депутатских мандатов (спискам кандидатов которой переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ) в действующих на день официального опубликования решения о назначении выборов законодательных (представительных) органах государственной власти не менее чем в одной трети субъектов Российской Федерации, и регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых региональными отделениями или иными структурными подразделениями такой политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии).
Редакцией пункта 16 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ предусматривается, что регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых любой политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением будет осуществляться без сбора подписей избирателей на основании решения о выдвижении кандидата, списка кандидатов, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном федеральным законом.
Предлагаемыми изменениями в пункты 1 и 2 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ сокращается число подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидатов на региональных и местных выборах. Количество таких подписей устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может теперь превышать 0,5 процента (в действующей норме - 2 процента) от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа.
Предлагаемыми изменениями в Федеральный закон N 19-ФЗ существенно снижается количество подписей избирателей, которое необходимо собрать на выборах Президента Российской Федерации политическим партиям, не представленным в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательных (представительных) органах государственной власти не менее чем одной трети субъектов Российской Федерации. Указанные политические партии теперь обязаны будут собрать не менее 100 тысяч подписей избирателей ( в настоящее время - не менее двух миллионов подписей), с таким расчетом, чтобы на один субъект Российской Федерации приходилось не более 2500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации (в настоящее время - не более 50 тысяч подписей). В том случае, если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 2500 подписей (в настоящее время - не более 50 тысяч подписей).
Количество подписей избирателей, которое необходимо собрать в свою поддержку кандидату, выдвинутому в порядке самовыдвижения, также сокращается с двух миллионов до 300 тысяч подписей, при допустимом количестве подписей, собранных у проживающих в одном субъекте Российской Федерации или собранных у постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, - не более 7500 подписей (в настоящее время - не более 50 тысяч подписей).
Корреспондирующие изменения вносятся в Федеральный закон от 18.05.2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Комитет полагает, что данные изменения направлены на расширение политического спектра российского общества, представляющего интересы различных социальных слоев населения, и усиление активности политических партий, не представленных в Государственной Думе.
Учитывая изложенное, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству поддерживает концепцию данного законопроекта и предлагает Государственной Думе данный законопроект принять в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета 6 февраля 2012 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.