Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 23.01.2012 г. (выписка из протокола заседания Совета Государственной Думы N 6) Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона N 3138-6 "Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", внесенный Президентом Российской Федерации, и сообщает.
Проектом федерального закона предлагается закрепить организационные и правовые основы осуществления общественного контроля за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), постоянно находящихся или временно пребывающих в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организации для детей-сирот), определить порядок и условия оказания общественными объединениями, иными юридическими лицами и физическими лицами содействия организациям для детей-сирот, а именно законопроект:
1) определяет субъекты осуществления общественного контроля (общественные наблюдательные комиссии);
2) устанавливает цели, задачи и полномочия общественных наблюдательных комиссий;
3) определяет состав, порядок формирования, общественных наблюдательных комиссий, основания приостановления (прекращения) их деятельности;
4) определяет порядок назначения членов общественных наблюдательных комиссий, основания и порядок приостановления (прекращения) их полномочий;
5) устанавливает формы деятельности общественных наблюдательных комиссий, а также формы содействия организациям для детей-сирот;
6) устанавливает полномочия членов общественных наблюдательных комиссий, ответственность членов общественных наблюдательных комиссий;
7) предусматривает ответственность за воспрепятствование осуществлению общественного контроля.
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет отмечает, что поддерживает концепцию законопроекта и считает, что его принятие, безусловно, положительным образом повлияет на систему защиты детей-сирот, находящихся в организациях для детей-сирот. Вместе с тем, Комитет полагает, что законопроект нуждается в доработке:
1. Так, статьей 2 законопроекта устанавливается понятийный аппарат, в том числе вводится новое понятие "дети и лица, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". По мнению Комитета, указанное определение понятия следует привести в соответствие с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которому есть дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Законопроектом предусматривается, что кандидатуры в состав общественных наблюдательных комиссий могут выдвигать общественные или иные негосударственные организации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации. При этом законопроект предусматривает процедуру выдвижения кандидатов в комиссии только указанными организациями, процедура выдвижения кандидатов уполномоченными законопроектом не устанавливается.
3. Часть 12 статьи 12 законопроекта устанавливает, что секретарь Общественной палаты информирует федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в ведении которых находятся организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, другие органы и организации о формировании комиссий. Из смысла указанной нормы можно сделать вывод о том, что секретарь в случае формирования как федеральной наблюдательной комиссии, так и любой из региональных наблюдательных комиссий, должен информировать все как региональные, так и местные органы власти, в ведении которых находятся организации для детей-сирот, что, по мнению Комитета, нецелесообразно и будет являться дополнительной нагрузкой на сотрудников Общественной палаты.
4. Часть 14 статьи 12 законопроекта предусматривает, что дополнительное выдвижение кандидатур осуществляется в порядке, установленном частями 1 - 12 настоящей статьи. Однако порядок назначения членов комиссий, установленный в пунктах 1 - 12 статьи 12 законопроекта, привязан к моменту истечения срока полномочий комиссий и не может использоваться при дополнительном выдвижении кандидатур. Также этот порядок не может применяться при изменении состава комиссий.
5. Статьей 14 и статьей 20 законопроекта устанавливаются требования к членам общественных наблюдательных комиссии и доверенным специалистам, в частности предусмотрено, что ими не могут быть лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость либо признанные вступившим в законную силу решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными. По мнению Комитета, указанные требования необходимо привести в соответствие с требованиями статей 331 и 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрены ограничения для лиц, чья деятельность связана с работой с детьми.
6. Согласно пункту 3 части 1 статьи 19 законопроекта члены общественной наблюдательной комиссии при осуществлении общественного контроля вправе беседовать без свидетелей с детьми и лицами, находящимися в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По мнению Комитета, беседа с указанными лицами, в целях недопущения ущемления их законных прав и интересов, а также в связи с особенностями детской психики, должна проводиться только в присутствии соответствующих специалистов (психологов либо педагогов).
7. Статья 18 законопроекта предусматривает, что уполномоченный по правам ребенка осуществляет взаимодействие с Федеральной общественной наблюдательной комиссией и с региональными наблюдательными комиссиями. Данная норма является избыточной, поскольку в иных статьях законопроекта закреплены все полномочия уполномоченных по правам ребенка по взаимодействию с комиссиями. Также неясно, о каком уполномоченном идет речь в данной статьей - об уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка либо об уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации.
8. Статья 22 содержит противоречащие друг другу нормы. Так, часть 1 запрещает члену комиссии или доверенному специалисту осуществлять общественный контроль в организации для детей-сирот, в случае, если там находится его близкий родственник. В то же время, согласно части 2, при наличии обстоятельств, указанных в части 1 указанной статьи, допуск в организацию такого лица зависит от усмотрения руководителя организации для детей-сирот.
9. Статьей 30 предлагается установить, что надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации субъектами осуществления общественного контроля и оказания содействия организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детям и лицам, находящимся в таких организациях, осуществляет прокуратура Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Однако перечнем актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", внесение изменений в Федеральный закон "О Прокуратуре Российской Федерации" не предусмотрен (необходимо внесение изменений в статьи 1 и 21 указанного Федерального закона).
По законопроекту также имеются замечания редакционного и юридико-технического характера.
Вместе с тем, указанные выше замечания могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 3138-6 "Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.Б. Мизулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.