Заключение Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций
на проект федерального закона N 605786-5 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы О.А. Куликовым, а также А.С. Ивановым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций рассмотрел данный законопроект и сообщает следующее.
Предлагаемые в законопроекте нормы, по мнению субъектов права законодательной инициативы, прямо вытекают из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 02.04.2009 г. N 484-О-П.
Однако определение Конституционного Суда указывает лишь на то, что судебное рассмотрение дел об обжаловании действий органов и должностных лиц публичной власти должно быть осуществлено в максимально короткий срок, как это предусмотрено для рассмотрения споров в сфере избирательных прав, т.е. до даты проведения планируемого публичного мероприятия.
Представленный законопроект устанавливает норму, согласно которой заявление, поступившее в день, предшествующий дню проведения публичного мероприятия было рассмотрено и разрешено не позднее дня, предшествующего дню проведения публичного мероприятия или в день проведения публичного мероприятия. Таким образом, данная законодательная инициатива открывает возможность организатору затягивать время обращения в суд, а органам исполнительной власти создает препятствия в вопросах обеспечения должной безопасности и надлежащего проведения публичного мероприятия.
Изменения в статью 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предлагаемые авторами законопроекта, о признании необоснованным и (или) немотивированным предложения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия предполагает немедленное его исполнение.
Однако характер судебных решений, по которым в настоящее время может быть принято решение об их немедленном исполнении, несопоставим со сложностью исполнения решения о проведении публичного мероприятия.
Так, производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации устанавливая сокращенные сроки рассмотрения дел в судах не предусматривает немедленного действия судебных решений. Процедура предполагает лишь возможность подачи кассационной жалобы в сокращенные сроки.
Законопроект порождает также противоречия между статьей 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в которой предлагается рассматривать заявления организаторов публичных мероприятий, и действующей статьей 254, которая предусматривает право обращения в суд граждан Российской Федерации, чьи права были нарушены действиями органов публичной власти.
Следует отметить, что предложенные изменения не решают заявленную авторами законодательной инициативы задачу по совершенствованию действующего механизма защиты прав граждан на свободу собраний и шествий, противоречат концепции Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", не соответствуют позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в его решении от 02.04.2009 г. N 484-О-П, а также не поддерживаются Правительством Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное Комитет рекомендует отклонить данный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.В. Островский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.