Заключение Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 1620-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 06 февраля 2012 года (протокол N 9, пункт 41) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 1620-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части конкретизации объема полномочий муниципальных образований по решению ряда вопросов местного значения, а также запрета возложения на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий), внесенный Правительством Российской Федерации.
Проект подготовлен с целью приведения действующего законодательства в соответствие с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 марта 2011 года N 2-П по делу о проверке конституционности положения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой муниципального образования - городского округа "Город Чита".
Указанным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации положение пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, относящее к вопросам местного значения городского округа организацию в границах городского округа теплоснабжения населения, признано не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой оно в системе действующего правового регулирования служит нормативно-правовым основанием для возложения на городские округа финансовых обязательств по возмещению теплоснабжающим организациям дополнительных расходов, обусловленных установлением уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации тарифа на их услуги для населения на уровне ниже экономически обоснованного, при отсутствии принятого в установленном федеральным законом порядке закона субъекта Российской Федерации, наделяющего органы местного самоуправления соответствующими полномочиями с предоставлением необходимых для их реализации, включая компенсацию межтарифной разницы, финансовых и материальных средств.
Вследствии этого проектом предлагается дополнить пункт 4 части 1 статьи 14, пункт 4 части 1 статьи 15 и пункт 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года словами "в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации" с тем, чтобы исключить вменение в обязанность органам местного самоуправления осуществление не свойственных им полномочий в сфере электро-, тепло- и газоснабжения.
Одновременно проектом предлагается дополнить статью 18 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года новой частью 4, вводящей норму о недопущении возложения на органы местного самоуправления обязанности по финансированию расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий.
Указанная норма позволит исключить вменение в обязанность органам местного самоуправления уплату теплоснабжающим организациям компенсации межтарифной разницы, возникающей вследствие установления органами государственной власти субъектов Российской Федерации тарифов на тепловую энергию на уровне ниже экономически обоснованных размеров.
По мнению Комитета принятие данного проекта позвилит внести более точную формулировку полномочий органов местного самоуправления в сфере организации электро-, тепло- и газоснабжения, а также запретить возложение на органы местного самоуправления дополнительных государственных полномочий, не обеспеченных соответствующим финансированием.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.