Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 40665-6 "О внесении изменений в статьи 11 и 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Целью данного законопроекта является восстановление понятия "специальные автотранспортные средства" как технического средства реабилитации в законодательстве о социальной защите инвалидов.
Для инвалидов с ограниченной мобильностью дополнительные проблемы возникли, когда Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "о монетизации льгот" было отменено предоставление инвалидам автотранспортных средств. Значительная часть инвалидов, которая по объективным причинам не имеет возможности пользоваться общественным транспортом, нуждается в автотранспорте, как в единственно возможном средстве передвижения. Практически невозможно реализовать эффективную реабилитационную программу для инвалидов этих категорий и реально интегрировать их в общество, если они не имеют возможности добраться до работы и учебы, до мест досуга и отдыха. Для этих инвалидов автомобиль не роскошь, а крайне необходимое средство реабилитации, компенсирующую потерю мобильности. Все это усугубляется неприспособленностью общественного транспорта для передвижения инвалидов, а также несовершенством всей дорожной инфраструктуры.
Инвалиды в своих многочисленных обращениях в органы власти и общественные организации инвалидов в первую очередь ставят вопрос о восстановлении в законодательстве права на льготное получение автотранспортных средств, однако отмечают при этом, что с отменой льготной выдачи автотранспорта была разрушена вся система, которая обеспечивала инвалидам с ограниченной мобильностью пользоваться не только автотранспортом, полученным ранее на льготных условиях, но также и приобретенным на собственные средства.
Чтобы восстановить эту систему необходимо, чтобы бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) определяли для инвалидов показания на пользование специальным автотранспортным средством, давали соответствующие рекомендации, чтобы данное автотранспортное средства было снабжено специальным оборудованием (ручным управлением и другими приспособлениями). Также инвалиды должны иметь возможность пройти обучение на право вождения этим автомобилем и получить соответствующие права.
В настоящее время после отмены льготного предоставления автомобилей бюро МСЭ перестали указывать в индивидуальной программе реабилитации инвалида показания и противопоказания на пользование автотранспортным средством, не дают они и рекомендации по оборудованию автомобиля специальными приспособлениями. В связи с резким сокращением предоставляемых инвалидам автомобилей, также постепенно сократилось количество организаций, предоставляющих услуги по изготовлению и установке ручного управления и других приспособлений для адаптации автомобилей под нужды инвалидов. Также уменьшилось количество автошкол, обучающих вождению автомобилем, адаптированным с учетом медицинских показаний. А во многих регионах услуги по установке ручного управления и обучению вождению не оказываются. Поэтому инвалид, приобретая автомобиль на собственные средства, по сути лишен возможности приспособить его с учетом медицинских показаний.
По этим же причинам у него возникают ограничения по применению льгот ОСАГО. В соответствии с частью первой статьи 17 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" "инвалидам, имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям предоставляется компенсация в размере 50 процентов от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования". Таким образом инвалид, у которых не определены медицинские показания на пользование автотранспортным средством, могут потерять эту льготу.
Данный законопроект направлен на то, чтобы в качестве первого, но крайне важного шага для обеспечения инвалидам возможности беспрепятственно пользоваться автотранспортными средствами, включить (а по сути восстановить) в статью 11.1 "Технические средства реабилитации инвалидов" Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" понятие "автотранспортные средства" как специальное средства для передвижения. Законопроектом также предусмотрено включение в эту же статью Федерального закона понятия "дополнительные приспособления к кресло-коляскам и автотранспортным средствам, включая ручное управление для автотранспортных средств".
Включение понятий "автотранспортные средства" и "ручное управление к ним" (как дополнительное приспособление) также обусловлено тем, что в Национальный стандарт ГОСТ Р 51079-2006 (ИСО 9999:2002) "Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация" включены понятия "автомобили легковые специальные" (код 12 09), а также "устройства и приспособления для ручного управления легковым автомобилем" (код 12 12 04).
Однако только включение понятия "автотранспортные средства" в статью 11.1 не может гарантировать, чтобы бюро МСЭ при необходимости по медицинским показаниям включали в индивидуальную программу реабилитации специальные автотранспортные средства как технические средства реабилитации, а также и другие виды технических средств реабилитации (например, специальное тренажерное и спортивное оборудование и спортивный инвентарь), не входящих в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет федерального бюджета. Как правило, бюро МСЭ включают в индивидуальную программу реабилитации только те технические средства реабилитации, которые входят в упомянутый Федеральный перечень. Чтобы предоставить бюро МСЭ право включать в индивидуальную программу реабилитации технические средства реабилитации, а также услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, данным законопроектом внесены изменения в часть 3 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Российская Федерация подписала 24 сентября 2008 года Конвенцию о правах инвалидов, принятую на 76 пленарном заседании ООН 13 декабря 2006 года. Также принято решение о подготовке к ратификации Российской Федерацией этой Конвенции. В статье 20 Конвенции "Индивидуальная мобильность отмечается, что "Государства-участники принимают эффективные меры для обеспечения индивидуальной мобильности инвалидов с максимально возможной степенью их самостоятельности". Принятие данного законопроекта с учетом рекомендаций Конвенции поможет решить вопрос, который крайне важен для инвалидов с ограниченной мобильностью.
Предложение о расширении понятийного аппарата Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 11 и 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 11 и 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 11 и 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 11 и 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не потребует внесения изменений и дополнений в другие федеральные законы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.