Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 41694-6 "О внесении изменений в статьи 6.16 и 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 18 июля 2009 г. N 177-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ" установлен принцип дифференциации мер контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (далее - прекурсоры) путем разделения данных веществ на 3 категории в зависимости от степени общественной опасности их использования в незаконном обороте - таблицы I, II и III списка IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю за оборотом в Российской Федерации (далее - перечень).
Также Федеральным законом от 14 июня 2011 г. N 139-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ" в законодательство Российской Федерации введена 4 категория прекурсоров, оборот которых запрещен, за исключением их использования в научных и учебных целях, экспертной деятельности, а также оперативно-разыскной деятельности (список I перечня).
В то же время действующая редакция статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) не учитывает принцип дифференциации мер контроля в отношении прекурсоров различных категорий и различную степень опасности их использования в незаконном обороте, устанавливая одинаковые меры ответственности за правонарушения, связанные с их оборотом.
Одновременно статьей 37 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" установлены требования представления отчетности о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. При этом меры ответственности, предусмотренные статьей 19.7 КоАП за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган необходимых сведений, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, также не имеют дифференциации и не отвечают степени опасности соответствующих правонарушений в отношении наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
Указанные обстоятельства приводят к формированию различной правоприменительной практики в схожих ситуациях.
Так, согласно сведениям ФСКН России, в 2011 году было составлено 616 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.16 КоАП, к ответственности привлечено 392 юридических лица, сумма наложенных административных штрафов составила 19 369 000 рублей.
К административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьей 19.7 КоАП, привлечено 44 физических лица и 49 юридических лиц, составлено 148 протоколов об административных правонарушениях, сумма наложенных штрафов составила 144 900 рублей.
При этом обращает на себя внимание тот факт, что, например, из 24 решений, вынесенных в 2011 году судами Ивановской области по результатам рассмотрения административных дел по статье 6.16 КоАП, в 14 случаях приостановлена деятельность юридических лиц на различные сроки, в 5 случаях - назначен денежный штраф в размере 100 тыс. руб., а 5 дел судами прекращены (в том числе в 4 случаях объявлено устное замечание). И практически все решения были вынесены без учета того, какую степень общественной опасности представляет собой нарушение правил оборота тех или иных прекурсоров.
Постановлением судьи Старооскольского городского суда от 4 марта 2011 г. было прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.16 КоАП в отношении Старооскольской ЦРБ в связи с малозначительностью правонарушения, выразившегося в отсутствии журнала учета действия по обороту прекурсоров, и ограничиться предупреждением.
Однако в других случаях по результатам рассмотрения аналогичных правонарушений судами избирается одно из наиболее строгих наказаний, предусмотренных статьей 6.16 КоАП.
Так, в ходе плановой выездной проверки Кигинской ЦРБ, проведенной УФСКН по Республике Башкортостан, установлено, что в учреждении не велся журнал регистрации операций, связанных с оборотом прекурсора "этиловый эфир" (внесен в таблицу III списка IV перечня). В результате в отношении данного учреждения было назначено административное наказание в виде приостановления деятельности на срок 20 суток.
С учетом изложенного и в целях обеспечения возможности назначения наказания, адекватного тяжести совершенного правонарушения, законопроектом предлагается усилить ответственность за нарушение правил оборота прекурсоров, внесенных в список I и таблицу I списка IV перечня, наркотических средств, психотропных веществ и наркосодержащих растений, а также за непредставление, несвоевременное представление, представление в неполном объеме или в искаженном виде соответствующей отчетности в государственный орган. При этом в отношении прекурсоров, внесенных в таблицу II списка IV перечня, законопроектом предусматривается оставить меры ответственности, установленные статьей 6.16 КоАП в действующей редакции, а также смягчить меры ответственности за нарушение правил оборота прекурсоров, внесенных в таблицу III перечня.
Кроме того, Федеральным законом от 18 июля 2009 г. N 177-ФЗ индивидуальные предприниматели наделены правом осуществлять деятельность, связанную с оборотом прекурсоров, внесенных в список IV перечня.
Однако статья 6.16 КоАП не относит индивидуальных предпринимателей к субъектам административной ответственности за нарушение правил оборота прекурсоров. В связи с этим в примечании к статье 6.16 КоАП в редакции законопроекта предусматривается установить ответственность индивидуальных предпринимателей за указанные правонарушения.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 6.16 и 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в статьи 6.16 и 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 6.16 и 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
В связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 6.16 и 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.