Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию от 12 марта 2012 г.
шестого созыва на проект федерального закона N 373495-5 "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части увеличения надбавок к должностным окладам (ставкам) научно-педагогических работников высших учебных заведений за ученую степень кандидата наук и ученую степень доктора наук), внесенный депутатами Государственной Думы С.Н. Решульским, И.И. Мельниковым, О.Н. Смолиным и В.А. Купцовым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы пятого созыва
Досье на проект федерального закона
В представленном законопроекте предлагается с 1 января 2011 года увеличить на одну тысячу рублей размеры надбавок к должностным окладам (ставкам) научно-педагогических работников высших учебных заведений за ученую степень кандидата наук и ученую степень доктора наук, которые в настоящее время составляют 3000 рублей и 7000 рублей, соответственно.
Законопроект является затратным. Следует констатировать, что в федеральном бюджете как 2011 года, так и 2012 года средства на эти цели не предусмотрены.
При подготовке данного законопроекта не учтена статья 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой законопроект должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых расходов.
Кроме того, в настоящее время действующие размеры данных надбавок потеряли свое первоначальное назначение и не являются материальным стимулом привлечения высококвалифицированных научно-педагогических кадров в вузы России.
До введения в декабре 1992 года системы оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки (ЕТС) работникам из числа профессорско-преподавательского состава предусматривались должностные оклады (ставки) с учетом дифференциации их размеров (т.е. должностей) и с учетом уровня квалификации, связанной с наличием ученой степени кандидата или доктора наук и стажа научно-педагогической деятельности (постановление ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС от 13.03.87 N 329).
С введением ЕТС оплата труда работников образовательных учреждений регулировалась нормами, установленными Указом Президента Российской Федерации N 1 "О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР" и статьей 54 Закона Российской Федерации "Об образовании".
Этими нормами было предусмотрено установление педагогическим работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования размеров должностных окладов (ставок) в два раза превышающих среднюю заработную плату работников промышленности.
Реально же 18-разрядная ЕТС из-за недостаточного числа разрядов изначально не обеспечила должную дифференциацию в оплате труда работников с более высоким уровнем квалификации и поэтому не обеспечила указанного соотношения. Поэтому для достижения указанного соотношения вместо установления размеров должностных окладов (ставок) за исполнение должностных обязанностей педагогических работников из числа профессорско-педагогического состава была создана, как вынужденная мера, искусственная надстройка в виде надбавок за наличие ученой степени кандидата наук или доктора наук и за должности доцента или профессора (пункт 5 статьи 30 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании").
Таким образом, надбавки за ученые степени доктора наук и кандидата наук попали в разряд стимулирующих выплат. По смыслу эти надбавки не являются симулирующими, а должны учитываться при установлении квалификации педагогического работника, т.е. должны входить в должностной оклад (ставку). Это неоправданно нарушило структуру заработной платы научно-педагогических работников и привело к тому, что к моменту введения ныне действующих новых систем оплаты труда (1 декабря 2008 года) размеры должностных окладов (ставок) профессорско-преподавательского состава, устанавливаемых за исполнение должностных обязанностей, в структуре заработной платы, выплачиваемой из бюджетных источников, составляли лишь 36 %. Хотя в соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации должностные оклады - это фиксированные размеры оплаты труда за исполнение должностных обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Следует отметить, что последнее увеличение размеров надбавок за ученную степень кандидата наук и доктора наук до 3000 и 7000 тысяч рублей, соответственно, произошло в соответствии с Федеральным законом от 16 октября 2006 года N 161-ФЗ "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в то время, когда система оплаты труда работников бюджетной сферы строилась еще на основе ЕТС.
С введением новой ныне действующей системы оплаты труда работников образования соотношение размеров должностных окладов и дополнительно устанавливаемых выплат в структуре заработной платы у большинства научно-педагогических работников практически не изменилось.
Изменения произошли лишь для работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего и дополнительного образования, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Федеральному агентству по рыболовству, поскольку рекомендации этих органов власти по размерам должностных окладов предусматривают регулирование размеров должностных окладов применительно к нормам, действовавшим до введения ЕТС. Так, в этих подведомственных вузах, рекомендуемые размеры должностных окладов определены с учетом занимаемых работниками из числа профессорско-преподавательского состава должностей, а также наличия ученой степени, т.е. надбавки за должности доцента и профессора и за ученые степени вошли в состав должностного оклада.
Напротив, для высших учебных заведений, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации, каких-либо рекомендаций по размерам должностных окладов (ставок), а также по принципам формирования должностных окладов (ставок) профессорско-преподавательского состава в нормативных правовых актах, принятых в связи с введением новых систем оплаты труда, не содержится. Это привело к тому, что в каждом из вузов принят свой порядок формирования размеров должностных окладов, и их доля в размере общей заработной платы по-прежнему низка, поскольку применяется система надбавок как за должности доцента или профессора, так и за ученые степени кандидата наук или доктора наук.
Поскольку единый принцип формирования фиксированных размеров должностных окладов научно-педагогических работников за исполнение ими основных должностных обязанностей отсутствует, то для большинства из них не обеспечивается принцип равной оплаты за труд равной ценности, а также право, установленное статьей 37 Конституции Российской Федерации, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.
Одноразовое же, как предлагается авторами рассматриваемого законопроекта, повышение на одну тысячу рублей размеров надбавок к должностным окладам (ставкам) научно-педагогических работников высших учебных заведений за ученую степень кандидата наук и ученую степень доктора наук не достигнет заявленных ими целей - стимулирование труда имеющих ученые степени преподавателей вузов, привлечение высококвалифицированных научно-педагогических кадров в вузы, повышение уровня преподавания научных и специальных дисциплин в вузах - но приведет к еще большему перекосу в структуре заработной платы научно-педагогических работников высших учебных заведений.
На данный законопроект поступили отзывы от законодательных (представительных) органов государственной власти 27 субъектов Российской Федерации (в том числе 5 отрицательных) и исполнительных органов государственной власти 46 субъектов Российской Федерации (в том числе 19 отрицательных).
11 субъектов Российской Федерации поддержало законопроект.
4 субъекта Российской Федерации не поддержало законопроект.
Правительство Российской Федерации не поддерживает данный законопроект.
Исходя из изложенного, Комитет Государственной Думы по образованию считает целесообразным рекомендовать Государственной Думе отклонить указанный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Дегтярёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.