Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
по проекту федерального закона N 524469-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенному Законодательным Собранием Санкт-Петербурга
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел данный проект федерального закона.
Законопроектом предусматривается усиление ответственности по составам административных правонарушений, предусмотренным статьями 5.10 и 5.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), путем существенного увеличения верхних и нижних пределов налагаемых административных штрафов на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей (действующей нормой предусмотрено от двух до пяти тысяч рублей по санкции статьи 5.10 и от двух до трех тысяч рублей по санкции статьи 5.11), на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей (действующей нормой предусмотрено от двадцати до ста тысяч рублей и от двадцати до тридцати тысяч рублей по санкции статьи 5.11), а также для граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей (действующей нормой предусмотрено от одной до одной тысячи пятисот рублей по санкциям статьи 5.10 и статьи 5.11).
При этом применение указанных административных штрафов предусматривается диспозицией статьи 5.10 КоАП РФ с целью предотвращения проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода, установленного законодательством о выборах и референдумах, либо в местах, где ее проведение запрещено законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, а также диспозицией статьи 5.11 КоАП РФ с целью предотвращения проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом, а равно привлечение к проведению предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, которые не достигнут на день голосования возраста 18 лет, в формах и методах, которые запрещены федеральным законом.
Гражданам, общественным объединениям, политическим партиям и другим субъектам статьями 48 и 49 Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" обеспечено право свободного проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в формах и методах, разрешенных законом, и при соблюдении необходимых условий и сроков проведения агитации, в том числе с учетом того, что агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования.
Законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах устанавливаются не только сроки проведения агитации, но и оговариваются места, запрещенные для проведения агитации посредством массовых мероприятий - собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций и других мероприятий (п. 10 ст. 54 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Объективная сторона правонарушений, предусмотренных статьей 5.10 КоАП РФ, заключается в действиях по проведению агитации с нарушением правил относительно времени или места ее проведения, то есть проведение агитации вне агитационного периода (с ноля часов по местному времени за сутки до дня голосования и в день голосования), а также проведение агитации в запрещенных местах - в воинских частях или воинских организациях, в помещениях избирательных комиссий и т.д.
Кроме того, в законодательстве Российской Федерации о выборах и референдумах содержится прямой запрет на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, избирательными комиссиями, комиссиями референдума и их членами, благотворительными и религиозными организациями, а также лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, государственными и муниципальными служащими, лицами, являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности, за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей, иностранными гражданами, за исключением случая, предусмотренного пунктом 10 статьи 4 названного Федерального закона, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами, международными организациями и международными общественными движениями, представителями организаций, осуществляющими выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности, лицами, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании, кампании референдума установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 названного Федерального закона.
Правонарушение может также выражаться в действии, нарушающем законодательный запрет на прямое или косвенное привлечение к агитационной деятельности лиц, которые не достигнут возраста 18 лет на день голосования.
Предельные размеры штрафов, установленные санкциями рассматриваемых статей, подробно обсуждались при внесении в них изменений Федеральным законом N 116-ФЗ от 22 июня 2007 года. При этом в дальнейшей правоприменительной практике не имеется объективных свидетельств о недостаточности минимальных или максимальных границ установленных санкций, в частности, в отзыве на данный законопроект из Орловского областного Совета народных депутатов указано, что на территории Орловской области в 2011 году дела об административных правонарушениях по указанным статьям не рассматривались.
Полагаем, что усиление ответственности за административные правонарушения по указанным статьям может быть осуществлено лишь в случаях повышения общественной опасности указанных правонарушений, установления фактов их массовости, систематичности и широкой территориальной распределенности.
Учитывая, что отзывы, представленные более чем 50 субъектами Российской Федерации к данному законопроекту, не содержат указаний на наличие таких фактов и сведений, Комитет полагает, что предлагаемые законопроектом изменения носят несистематизированный характер, устанавливают необоснованно широкие пределы усмотрения и на практике могут привести к произвольному толкованию данных норм.
В этой связи Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству предлагает Государственной Думе данный законопроект отклонить.
Утверждено на заседании Комитета 15 марта 2012 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.