Заключение Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 619759-5 "О внесении изменения в статью 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный Е.А. Шумейко в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации
Досье на проект федерального закона
Законопроект предусматривает установление административной ответственности за нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации либо муниципальной собственности, и использования указанных объектов. При этом законопроектом определено, что нарушением соответствующей статьи Кодекса должно считаться распоряжение указанными объектами нежилого фонда и их использование без разрешения специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти, которым является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество). В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432, Росимущество осуществляет функции по управлению лишь федеральным имуществом.
Необходимо также отметить, что возложение на федеральный орган исполнительной власти полномочий по управлению и распоряжению имуществом субъектов Российской Федерации и муниципальным имуществом не согласуется со статьей 132 Конституции Российской Федерации и статьей 52 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которыми органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальным имуществом, а также со статьей 26.12 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которой органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комитет отмечает, что предлагаемая законопроектом редакция статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не может быть поддержана.
Вместе с тем, следует обратить внимание на то, что использование объектов нежилого фонда, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований осуществляется в соответствии и с требованиями, предъявляемыми федеральным законодательством, что обуславливает установление ответственности на федеральном уровне. Соответствующая позиция высказывалась Верховным Судом Российской Федерации при решении вопроса о несоответствии федеральному законодательству норм законодательства субъектов Российской Федерации об установлении ответственности за нарушение порядка распоряжения и использования объектом нежилого фонда субъекта Российской Федерации или муниципального образования (в частности, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 57-Г10-6).
Таким образом, обозначенная проблема требует законодательного решения, однако в концептуально иной редакции, чем предлагается законопроектом. В рамках вновь внесенной законодательной инициативы возможно было бы урегулировать существующий законодательный пробел, предусмотрев необходимость получения разрешения специально уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления при распоряжении и использовании объектов нежилого фонда субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
Исходя из изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе представленный законопроект отклонить.
Утверждено на заседании Комитета "12" марта 2012 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.