Заключение Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 619759-5 "О внесении изменения в статью 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации либо муниципальной собственности), внесенному Е.А. Шумейко в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации.
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 23 января 2012 года (протокол N 6, пункт 84) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 619759-5 "О внесении изменения в статью 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации либо муниципальной собственности), внесенный Е.А. Шумейко в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации.
Законопроектом предлагается внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение порядка распоряжения объектами нежилого фонда, находящимися в собственности субъекта Российской Федерации либо муниципальной собственности, и пользования указанными объектами.
Идея проекта основывается на позиции Верховного Суда Российской Федерации, который в определении от 9 июня 2010 года N 57-Г10-6 указал, что, поскольку использование гражданами и юридическими лицами объектов нежилого фонда, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, осуществляется в соответствии и с требованиями, предъявляемыми федеральным законодательством, то административная ответственность за нарушения в данной сфере может быть установлена на федеральном уровне.
По мнению Комитета повышение ответственности организаций и граждан в сфере распоряжения и пользования объектами нежилого фонда, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе путем введения новых видов административной ответственности позволит обеспечить защиту прав и законных интересов собственников данных помещений, в случае нарушения или невыполнения указанными организациями и гражданами требований законодательства Российской Федерации.
Следует отметить, что, учитывая полномочия, предоставленные Конституцией Российской Федерации по вопросам совместного ведения, Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в части управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, а также полномочия органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, предусмотренные в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", субъекты Российской Федерации своими законами самостоятельно устанавливают административную ответственность за нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в собственности конкретного субъекта Российской Федерации либо муниципального образования на его территории.
Однако подобное регулирование носит фрагментарный характер (по данным пояснительной записки только порядка 40 субъектов Российской Федерации воспользовались данным правом), и не всегда соответствует системе законодательства Российской Федерации.
К проекту имеется следующее замечание: учитывая, что распоряжение объектом нежилого фонда, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации либо муниципальной собственности осуществляется с разрешения специально уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или соответственно органа местного самоуправления, предлагаем в абзаце третьем статьи 1 проекта, после слов "без разрешения специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти" добавить слова ", органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления".
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать концепцию законопроекта с учетом высказанного замечания и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.