Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 45441-6 "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей"
Досье на проект федерального закона
Соглашение между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (далее - Соглашение) подписано в г. Вашингтоне 13 июля 2011 г.
Соглашение направлено на создание правовой базы для развития сотрудничества между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки в области усыновления детей. Его основная цель - обеспечить интересы детей, передаваемых на международное усыновление. В основе Соглашения лежат принципы и положения Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., участницей которой является Российская Федерация, и Конвенции о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления (удочерения) от 29 мая 1993 г., подписанной Российской Федерацией 7 сентября 2000 г.
Соглашение разработано с учетом российского законодательства, прежде всего, положений Семейного кодекса Российской Федерации и опыта двусторонних отношений в этой области с другими государствами, в частности, с Итальянской Республикой.
Соглашение содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. В Соглашении используются два термина, определяющие статус лица, проживающего на территории того или иного государства: "гражданин, обычно проживающий на территории одной Стороны" и "лицо, постоянно проживающее на территории принимающего государства", которые законодательно в Российской Федерации не определены.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Соглашения усыновление ребенка из Российской Федерации может осуществляться только при содействии уполномоченной организации, кроме усыновления ребенка родственниками.
Статьей 10 Соглашения предусматривается обязанность кандидатов в усыновители пройти соответствующую подготовку и представить социально-психологическое заключение в порядке, установленном законодательством Договаривающихся Сторон.
Согласно статье 11 Соглашения исполнительный орган принимающего государства обязан незамедлительно проинформировать исполнительный орган государства происхождения о случаях отказа усыновителям перевезти в принимающее государство уже усыновленного согласно судебному решению ребенка.
В соответствии со статьей 13 Соглашения решение об усыновлении ребенка, принятое компетентным органом государства происхождения, будет признаваться принимающим государством. Кроме того, статья 13 определяет порядок приобретения усыновленным ребенком гражданства принимающего государства и сохранения гражданства государства происхождения, а также объем прав усыновленного ребенка на территории принимающего государства.
В соответствии со статьей 14 Соглашения вопросы, связанные с отменой усыновления и (или) переустройством ребенка в другую семью, решаются в соответствии с применимым национальным законодательством Сторон. Указанной статьей устанавливается порядок согласования принимаемых мер по защите ребенка с исполнительным органом государства происхождения. В частности, при переустройстве ребенка в другую семью исполнительные органы Сторон должны провести консультации с целью согласования мер, которые необходимо предпринять для обеспечения интересов ребенка. В случае если того требуют интересы ребенка, исполнительные органы Сторон должны принять решение о необходимости его возвращения в государство происхождения.
Кроме того, предметом Соглашения являются основные права и свободы человека и гражданина. Таким образом, в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" Соглашение подлежит ратификации.
Реализация Соглашения не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Ратификация Соглашения позволит обеспечить дальнейшее развитие сотрудничества в области усыновления (удочерения) детей между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей"
Принятие проекта федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, принятию или изменению в связи с принятием проекта федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей"
Принятие проекта федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.