Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 50480-6 "О территориальной юрисдикции Арбитражного суда Московской области и Арбитражного суда города Москвы"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона направлен на установление территориальной юрисдикции Арбитражного суда Московской области и Арбитражного суда города Москвы в целях сохранения существующей нагрузки арбитражных судов в связи с изменением с 1 июля 2012 года границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью.
В соответствии с Соглашением об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью от 29 ноября 2011 года, утвержденным постановлениями Московской городской Думы и Московской областной Думы от 7 декабря 2011 года, с 1 июля 2012 года предполагается передать ряд территорий Московской области общей площадью около 148 тысяч га в состав территории города Москвы, а также незначительную часть территории района Куркино города Москвы - в состав территории Московской области, исходя из сложившегося землепользования. Таким образом, в состав новых территорий города Москвы войдут 21 муниципальное образование на юго-западном направлении, в том числе городские округа Троицк и Щербинка, и 19 городских и сельских поселений, входящих в состав Подольского, Ленинского и Наро-Фоминского районов Московской области. Также в черту города войдут три участка территории на западе от Москвы, которые сейчас принадлежат Одинцовскому и Красногорскому районам Московской области. На присоединяемых к Москве территориях в настоящее время проживает около 233 тысяч человек.
Изменение границы между указанными субъектами Российской Федерации автоматически приведет к изменению территориальной юрисдикции арбитражных судов города Москвы и Московской области и, как следствие, - к существенному увеличению нагрузки Арбитражного суда города Москвы.
Принятие законопроекта направлено на сохранение существующего баланса распределения дел между арбитражными судами города Москвы и Московской области, что не повлияет на доступность правосудия, осуществляемого этими судами, поскольку оба суда находятся на территории города Москвы.
В силу статьи 47 Конституции Российской Федерации подсудность дел судам определяется законом.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" на территориях нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд; судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов.
Проектом федерального закона предусматривается, что юрисдикция Арбитражного суда Московской области распространяется на территорию Московской области (по состоянию на 1 июля 2012 года) и часть территории города Москвы, вышедшей из состава территории Московской области вследствие изменения с 1 июля 2012 года границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью. При этом увеличения нагрузки Арбитражного суда Московской области не произойдет, поскольку его юрисдикция фактически будет распространяться на территорию Московской области в границах, существующих до 1 июля 2012 года, и лишь незначительную часть территории города Москвы, вошедшей в состав Московской области в связи с изменением с 1 июля 2012 года границы между указанными субъектами Российской Федерации.
Юрисдикция Арбитражного суда города Москвы согласно законопроекту распространяется на территорию города Москвы (по состоянию на 1 июля 2012 года), за исключением тех его территорий, которые в соответствии с проектом федерального закона подпадают под юрисдикцию Арбитражного суда Московской области.
В соответствии подпунктом "л" пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Образование, преобразование и упразднение территориальных единиц субъекта Российской Федерации, равно как и установление и изменение их границ относится к полномочиям региональных органов государственной власти (глава 3 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы").
В проекте федерального закона предусмотрена отсылочная норма на правовые акты об изменении границы между городом Москвой и Московской областью без перечисления тех административно-территориальных единиц, на которые распространяется юрисдикция арбитражных судов города Москвы и Московской области, имея в виду, что нельзя исключить возможные изменения административно-территориального характера на территориях указанных субъектов Российской Федерации, которые всякий раз требовали бы и внесения изменений в федеральный закон о территориальной юрисдикции таких судов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О территориальной юрисдикции Арбитражного суда Московской области и Арбитражного суда города Москвы"
Принятие Федерального закона "О территориальной юрисдикции Арбитражного суда Московской области и Арбитражного суда города Москвы" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О территориальной юрисдикции Арбитражного суда Московской области и Арбитражного суда города Москвы"
Принятие Федерального закона "О территориальной юрисдикции Арбитражного суда Московской области и Арбитражного суда города Москвы" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.