Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 49153-6 "О внесении изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время большинство авиакомпаний, столкнувшихся с неоднократными нарушениями правил поведения пассажиров на борту воздушного судна, стали формировать и публиковать на своих сайтах так называемые "черные списки" пассажиров, которым они отказывают в заключении договора воздушной перевозки.
Многие российские авиакомпании уже сейчас ведут свои базы данных, в которые вносятся фамилии пассажиров, чье поведение во время полетов вызывало различные проблемы у других пассажиров и членов экипажа воздушных судов. Среди них - "Аэрофлот", "Трансаэро", "Sky Express", "Ямал" и т.д. Попытку формирования подобных списков осуществлял и Ространснадзор.
Однако, хотя формирование подобных "черных списков" давно применяется зарубежными компаниями, с которых берут пример российские авиалинии, закрепление данного права перевозчиков отсутствует в федеральном законодательстве, в связи с чем, у авиакомпаний могут возникать серьезные проблемы, в том числе финансового характера.
Воздушный кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) закрепляет в статье 107 право перевозчика в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира (и груза) по ряду оснований. Однако статьи о праве перевозчика отказать в самом заключении договора воздушной перевозки в Кодексе нет.
Отсутствие юридического закрепления данного права перевозчика может вызвать коллизии, связанные с обязанностью коммерческой организации в соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации заключать публичный договор с гражданами, желающими его заключить и считающими их занесение в т.н. "черный список" нарушением своих гражданских прав.
При этом данные граждане не задумываются о том, что их собственное поведение на борту воздушного судна является нарушением прав других граждан на безопасность полета и зачастую создает угрозу жизни и здоровью пассажиров и экипажа. Отделить пассажиров, способных создать проблемы безопасности полета, от законопослушных пассажиров не всегда возможно во время посадки в самолет.
Так, например, предоставление пассажирам спиртного на высоте 10 тысяч метров или употребление спиртного взятого с собой, когда его воздействие усиливается в результате изменения высоты полета, может вызвать у пассажира всплеск негативной эмоциональности. Анализ практики авиарейсов доказывает, что человек, зачастую, становится неадекватным чаще всего не до, а во время рейса. При этом если рейс осуществляется без пересадок, то использование статьи 107 Кодекса становится невозможным.
Наличие данных проблем проявляются постоянно. Так, например, в марте этого года во время долгого перелета из России в Доминиканскую республику на самолете авиакомпании "Трансаэро" один из пассажиров устроил скандал с дракой. В течение всего полета пассажир вел себя вызывающе не только по отношению к пассажирам, но и угрожал членам экипажа. Устроенная им драка с членами экипажа создала реальную угрозу безопасности полета. По прибытии в местный аэропорт представители "Трансаэро" отказали данному пассажиру в обратном перелете в Москву, что нельзя не признать совершенно справедливым, хотя формально авиакомпания не имеет права отказывать пассажиру в приобретении билета.
В подобной ситуации было бы логичнее использовать те самые, так называемые "черные списки", в которые занесены данные о гражданах, ранее нарушавших правила поведения на борту воздушного судна.
Данный проект федерального закона предлагает закрепить право авиакомпаний (перевозчика) в одностороннем порядке отказать в заключении договора воздушной перевозки лицу, допустившего за последние пять лет нарушение правил поведения на борту воздушного судна, создающее угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнение распоряжений командира воздушного судна, предъявленных в соответствии со статьей 58 Воздушного Кодекса Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятия в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.