Заключение Правительства РФ
на проект федерального закона N 623780-5 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", вносимый членами Совета Федерации С.Ю. Орловой, В.Е. Межевичем, С.М. Киричуком, Ю.В. Росляком, В.П. Парфеновым и депутатами Государственной Думы В.А. Пехтиным, О.В. Морозовым, М.Л. Шаккумом
Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается дополнить Жилищный кодекс Российской Федерации разделом IX, направленным на введение механизмов саморегулирования в сфере управления многоквартирными домами.
К законопроекту имеются следующие замечания.
1. Законопроектом предусмотрено, что саморегулируемая организация использует способы обеспечения имущественной ответственности, указанные в Федеральном законе от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Федеральный закон N 315-ФЗ).
Согласно статье 13 Федерального закона N 315-ФЗ саморегулируемая организация вправе применять следующие способы обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами:
создание системы личного и (или) коллективного страхования;
формирование компенсационного фонда.
В свою очередь, законопроект также предусматривая возможность использования разных способов, регламентирует вопросы, связанные только с формированием компенсационного фонда. Установив единый минимальный размер взноса каждого члена саморегулируемой организации в компенсационный фонд, законопроект не регламентирует вопросы, связанные с размещением и управлением средствами этого фонда.
Учитывая специфику сферы управления многоквартирными домами, представляется целесообразным включить в законопроект положения, связанные с размещением средств компенсационного фонда, а также их управлением, и кроме того предусмотреть дифференциацию размера членских взносов в зависимости от объема жилищного фонда, находящегося в управлении организации - члена саморегулируемой организации. Кроме того, целесообразно рассмотреть вопрос о включении в законопроект положений, регламентирующих вопросы создания системы страхования членов саморегулируемых организаций.
2. Законопроектом предусматривается введение государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций, осуществляемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (статья 172 в редакции законопроекта).
При этом предметом контроля является соблюдение саморегулируемой организацией требований к таким организациям и их деятельности, установленных, в том числе, стандартами и правилами деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 4 статьи 172 в редакции законопроекта).
Вместе с тем согласно законопроекту (пункт 2 части 1 статьи 168 в редакции законопроекта) стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами могут включать в себя требования к управляющим организациям, но не к саморегулируемым организациям в этой сфере.
Таким образом, в рамках государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций законопроектом предполагается осуществление контроля (надзора) за деятельностью членов саморегулируемых организаций, то есть управляющих организаций, а не саморегулируемых организаций.
Указанные нормы требуют уточнения.
3. Кодексом предусмотрено осуществление государственного жилищного надзора уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предмет проверок которых охватывает в том числе и те требования, соблюдение которых законопроектом предлагается отнести к компетенции органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций.
Таким образом, необходимо разграничить предметы проверок государственного жилищного надзора, предусмотренного статьей 20 Кодекса, и государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в сфере управления многоквартирными домами, введение которого предусматривается законопроектом.
4. Законопроектом предлагается установить только одно основание для проведения внеплановой проверки саморегулируемой организации, а именно - проведение ее в целях контроля за исполнением предписаний об устранении нарушений, выявленных в ходе плановых проверок деятельности саморегулируемой организации.
В этой связи полагаем, что установление законопроектом только одного основания таких проверок несет в себе риски снижения эффективности контроля за деятельностью саморегулируемых организаций и ее членов в сфере управления многоквартирными домами, что не обеспечит в полной мере защиту прав и интересов граждан (потребителей услуг и работ) в данной сфере.
5. В законопроекте отсутствуют нормы, регламентирующие порядок формирования, структуру, компетенцию и срок полномочий органов саморегулируемой организации, права и обязанности лиц-членов саморегулируемых организаций, порядок применения мер воздействия в отношении членов саморегулируемой организации.
Кроме того, законопроектом не предусматривается возможность образования национального объединения в сфере управления многоквартирными домами, что противоречит концепции развития системы саморегулирования в Российской Федерации.
В целях недопущения неоднозначной правоприменительной практики представляется целесообразным дополнить законопроект нормами, регламентирующими порядок формирования, структуру, компетенцию и срок полномочий органов саморегулируемой организации, права и обязанности лиц - членов саморегулируемых организаций, порядок применения мер воздействия в отношении членов саморегулируемой организации, а также предусмотреть обязательное создание национального объединения саморегулируемых организаций в сфере управления многоквартирными домами.
6. Законопроект целесообразно дополнить положениями, предусматривающими возможность подачи некоммерческими организациями документов о регистрации в качестве саморегулируемых организаций в электронном виде, а также устанавливающими порядок межведомственного и межуровневого взаимодействия при регистрации организаций в качестве саморегулируемых организаций.
7. В связи с тем, что законопроектом предусматривается обязательное членство управляющих организаций в саморегулируемых организациях в сфере управления многоквартирными домами представляется целесообразным ведение отдельного реестра саморегулируемых организаций в сфере управления многоквартирными домами (по аналогии с оценочной деятельностью, аудиторской деятельностью, деятельностью арбитражных управляющих).
8. Поскольку Федеральным законом N 315-ФЗ предусматривается возможность реорганизации некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, установление запрета на реорганизацию саморегулируемой организации в сфере управления многоквартирными домами требует обоснования.
9. Частью 2 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции законопроекта) устанавливается, что информация, указанная в части 1 статьи 167 Кодекса (в редакции законопроекта), подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение одного месяца с момента возникновения или изменения указанной информации.
Учитывая необходимость своевременного доведения актуализированной информации до заинтересованных лиц информация, указанная в части 1 статьи 167 Кодекса (в редакции законопроекта), должна размещаться саморегулируемой организацией в течение трех рабочих дней с момента возникновения или изменения указанной информации.
10. Согласно части 5 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции законопроекта) саморегулируемая организация, наряду с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о саморегулируемых организациях, должна отвечать требованиям, предусмотренным данной частью.
Учитывая, что перечисляемые в указанной статье Жилищного кодекса Российской Федерации требования к саморегулируемым организациям в сфере управления многоквартирными домами аналогичны обязательным для саморегулируемых организаций требованиям, установленным частью 3 статьи 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях", эта норма не содержит самостоятельной правовой нагрузки.
11. Согласно пункту 1 части 2 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции законопроекта) саморегулируемая организация принимает решение об исключении члена саморегулируемой организации из числа ее членов в случае неоднократного в течение одного года нарушения или невыполнения членом саморегулируемой организации в том числе правил деловой и профессиональной этики.
В соответствии с частью 3 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции законопроекта) решение о проведении внеплановой проверки принимается органом надзора за саморегулируемыми организациями на основании заявлении юридических лиц, физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей), органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, правоохранительных органов о нарушении саморегулирумой организацией или ее членами требований к саморегулируемым организациям и (или) их деятельности, установленных правилами деловой и профессиональной этики.
Учитывая, что понятие "деловая и профессиональная этика" является оценочным, указанные положения законопроекта могут привести к злоупотреблениям со стороны саморегулируемых организаций и органа надзора за саморегулиремыми организациями.
Аналогичное замечание относится к пункту 5 части 8 статьи 169, частям 4, 5 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции законопроекта).
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии устранения указанных выше замечаний при его доработке ко второму чтению.
Заместитель Председателя |
Д. Козак |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.