Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 551389-5 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сингапур о поощрении и взаимной защите капиталовложений"
Досье на проект федерального закона
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сингапур о поощрении и взаимной защите капиталовложений (далее - Соглашение) подписано в г. Сингапуре 27 сентября 2010 г. на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. N 1119-р.
Соглашение разработано на основе типового соглашения, одобренного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2001 г. N 456.
Основными положениями Соглашения являются:
1. Допуск капиталовложений инвесторов государства одной договаривающейся стороны на территорию государства другой договаривающейся стороны в соответствии с законодательством государства принимающей договаривающейся стороны.
2. Предоставление каждой договаривающейся стороной капиталовложениям инвесторов государства другой договаривающейся стороны режима не менее благоприятного, чем тот, который предоставляется капиталовложениям собственных инвесторов или капиталовложениям инвесторов любого третьего государства.
3. Сохранение за каждой договаривающейся стороной права применять и вводить в соответствии с законодательством своего государства изъятия из национального режима в отношении иностранных инвесторов и их капиталовложений.
Кроме того, в соответствии с Соглашением ни одна из договаривающихся сторон не обязана распространять на капиталовложения инвесторов государства другой договаривающейся стороны преимущества, которые она предоставляет капиталовложениям инвесторов любого третьего государства в связи с участием в зоне свободной торговли, таможенном или валютном союзе, общем рынке и любых аналогичных экономических интеграционных образованиях, а также других договоренностей по вопросам налогообложения.
4. Гарантия защиты капиталовложений инвесторов от принудительного изъятия - национализации, экспроприации или иных мер, имеющих аналогичные последствия, за исключением случаев, когда такие меры принимаются в общественных интересах, в соответствии с законодательством государства принимающей договаривающейся стороны, на недискриминационной основе и сопровождаются выплатой быстрой и адекватной компенсации. Кроме того, закрепляется право инвесторов на получение адекватной компенсации в случае причинения вреда или нанесения ущерба их капиталовложениям, в частности, вследствие войны, вооруженных конфликтов, гражданских беспорядков.
5. Гарантия беспрепятственного перевода за границу доходов и других платежей в связи с капиталовложениями после выполнения инвесторами всех своих налоговых обязательств перед государством принимающей договаривающейся стороны.
6. Обеспечение надлежащих способов судебной защиты прав инвесторов при разрешении споров между одной договаривающейся стороной и инвестором государства другой договаривающейся стороны, а также способов урегулирования споров между договаривающимися сторонами относительно толкования и применения положений Соглашения.
Отличия Соглашения от положений указанного российского типового соглашения сводятся к следующим основным моментам.
1. В статье 2 Соглашения предусмотрено, что Соглашение применяется ко всем инвестициям, осуществленным начиная с 1 января 1990 г., а не после вступления Соглашения в силу, как это предусмотрено в типовом соглашении. Включение данного положения обусловлено наличием на территории Сингапура уже осуществленных российских капиталовложений. Одновременно предусмотрено не применять Соглашение к спорам, касающимся капиталовложений, и возникшим до его вступления в силу, что исключает риски, связанные, в частности, с возможными исками к России как государству-продолжателю СССР (например, в части выплаты компенсации за экспроприацию (без надлежащей компенсации) имущества иностранных лиц на территории СССР или Советской России).
2. В Соглашение не включено предусмотренное в типовом соглашении положение, в соответствии с которым режим наибольшего благоприятствования не распространяется на преимущества, предоставляемые на основе соглашений Российской Федерации с государствами, входившими ранее в состав бывшего СССР. Исключение данного положения существенно нивелируется сохранением в Соглашении изъятия из режима наибольшего благоприятствования в связи с участием любой из договаривающихся сторон в зонах свободной торговли, таможенном союзе, общем рынке и других подобных интеграционных объединениях.
3. В связи с особой важностью земли как объекта инвестирования по просьбе сингапурской стороны Соглашение дополнено положением (пункт 3 статьи 5), предусматривающим особенности экспроприации земельных участков. Введение указанного положения обусловлено специальным законодательством об обороте земель на территории Сингапура, принятие которого было вызвано общей нехваткой земель в данном государстве. Законодательство Республики Сингапур предусматривает порядок проведения изъятия земель из частного владения в общественно-полезных целях, а также порядок и условия выплаты компенсации вреда, причиненного частным лицам вследствие такой экспроприации. Аналогичное положение содержится и в иных соглашениях о поощрении и взаимной защите капиталовложений, подписанных Сингапуром в последнее время, например, в соглашениях с Индонезией (2005 г.) и Иорданией (2004 г.). Несмотря на создание особых правил, касающихся вопросов экспроприации земель, Соглашение в максимально возможной мере учитывает интересы российских инвесторов. В Соглашении предусмотрено, что компенсация определяется с учетом рыночной стоимости и выплачивается без необоснованной задержки. Необходимо также отметить, что пункт 3 статьи 5 содержит правила, имеющие "зеркальный" характер. Российская Федерация также сохранит за собой право осуществлять экспроприацию земельных участков в соответствии со своим законодательством при соблюдении условий об учете рыночной стоимости при расчете компенсации ущерба, понесенного сингапурскими инвесторами, и выплате такой компенсации без необоснованной задержки.
4. В статье 11 Соглашения предусмотрено обязательство договаривающихся сторон о предоставлении инвестициям режима более благоприятного в случае, если это предусмотрено законодательством либо международными договорами договаривающихся сторон. Данное положение не противоречит международным обязательствам Российской Федерации и является гарантией того, что в случае достижения каких-либо дополнительных договоренностей между Российской Федерацией и Сингапуром, содержащих более благоприятный режим инвестициям по сравнению с Соглашением, к капиталовложениям инвесторов будет применяться уже новый (более благоприятный режим), а не режим, предусмотренный Соглашением. Правовая система России предусматривает такой порядок применения международных соглашений. Фиксация данного положения в Соглашении создает дополнительные гарантии применения такого же режима к российским инвесторам на территории Сингапура.
Положения Соглашения соответствуют нормам международного права и не противоречат международным обязательствам Российской Федерации.
Соглашение подлежит ратификации в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку содержит положения, не предусмотренные российским законодательством. В частности, в Федеральном законе "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" не оговорено предоставление инвесторам, их инвестициям режима наибольшего благоприятствования, не предусмотрены условия, размер и порядок выплаты компенсаций в случаях принудительного изъятия инвестиций и возмещения ущерба.
Реализация Соглашения не потребует расходов из федерального бюджета. Вместе с тем в случае экспроприации (национализации) капиталовложений сингапурских инвесторов или нанесения им иного ущерба предусмотрена компенсация, которая при условии своевременной выплаты не превышает стоимость экспроприируемых капиталовложений. Выплаты могут иметь место также в случаях, когда в судебном порядке будет определено, что Российская Федерация не выполняет закрепленные в Соглашении обязательства перед сингапурскими инвесторами. Такие же обязательства принимает на себя Правительство Республики Сингапур.
Ратификация и последующее вступление в силу Соглашения не повлекут необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Применение Соглашения обеспечит инвесторам долговременную стабильность и предсказуемость правовой среды и будет способствовать активизации инвестиционного и торгово-экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Сингапур.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сингапур о поощрении и взаимной защите капиталовложений"
Ратификация и последующее вступление в силу Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сингапур о поощрении и взаимной защите капиталовложений не предусматривают расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Вместе с тем финансовые обязательства государства могут возникнуть в случае экспроприации (национализации) капиталовложений сингапурских инвесторов или нанесения им иного ущерба. При этом Российская Федерация будет обязана выплатить компенсацию, которая при условии своевременной выплаты не превышает стоимость экспроприируемых капиталовложений или капиталовложений, которым нанесен ущерб. Выплаты могут иметь место также в случаях, когда в судебном порядке будет определено, что Российская Федерация не выполняет или ненадлежащим образом выполняет обязательства перед сингапурскими инвесторами, вытекающие из Соглашения. Аналогичные обязательства принимает на себя сингапурская сторона. Кроме того, в случае разрешения споров между сторонами в третейском суде предусматривается оплата сторонами судебных издержек.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сингапур о поощрении и взаимной защите капиталовложений"
Принятие федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сингапур о поощрении и взаимной защите капиталовложений" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сингапур о поощрении и взаимной защите капиталовложений"
Принятие федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сингапур о поощрении и взаимной защите капиталовложений" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.