Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 50654-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены категорий земель и признании утратившим силу Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены категорий земель и признании утратившим силу Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - законопроект) направлен на совершенствование и упрощение существующего порядка определения правового режима использования земель путем проведения зонирования, а также исключения института категории земель как способа определения разрешенного использования земельных участков, дублирующего институт территориального планирования и градостроительного зонирования.
Законопроект разработан в соответствии с Планом мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в области градостроительной деятельности, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 года N 982-р.
Деление земель на категории, как основание определения их правового режима, имеет ряд существенных недостатков.
К 1 января 2013 года должны быть разработаны и утверждены правила землепользования и застройки во всех поселениях, городских округах. При отсутствии указанного документа вступает в силу запрет на предоставление для строительства земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на выдачу разрешения на строительство, на изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Правила землепользования и застройки определяют виды разрешенного использования земельных участков, параметры строительства на них, за исключением земельных участков, в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются или на которые действие градостроительных регламентов не распространяется. Кроме того, в настоящее время виды разрешенного использования земельных участков во многом обусловлены отнесением земельного участка к той или иной категории земли. При этом градостроительное зонирование является предметом законодательства о градостроительной деятельности, деление земель на категории - предметом земельного законодательства.
В связи с этим возникает дублирование в правовом регулировании вопроса определения правового режима земельных участков. При этом перевод земельных участков из одной категории в другую является длительным процессом. Сложность процедуры перевода земель из одной категории в другую, отсутствие конкретных регламентирующих признаков обоснованности перевода приводит к принятию произвольных решений, к возникновению коррупциогенных факторов.
Кроме того, в настоящее время существование дублирующих правовых институтов приводит к тому, что для изменения разрешенного использования земельного участка необходимо, в большинстве случаев, принятие двух решений. Одно - решение органа власти об изменении категории земельного участка и другое - решение об изменении его разрешенного использования. При этом порядок и основания для изменения категории и разрешенного использования земельного участка различны. Не совпадают также органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на принятие решений об изменении категории земельного участки и его разрешенного использования. Эта процедура создает затруднения для правообладателей земельных участков.
Границы деления земель на категории в документах, как правило, не определяются. В таких случаях возникает неопределенность в отношении принадлежности конкретного земельного участка к той или иной категории, что часто порождает необходимость дополнительных решений об отнесении земельных участков к определенной категории и может явиться причиной злоупотреблений со стороны должностных лиц, увеличения рисков на рынке недвижимости. Данное обстоятельство также делает затруднительным присвоение категории земель земельному участку, образуемому из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, так как в государственном кадастре недвижимости не ведется учет земель, как объекта, следовательно, отсутствует ясность в вопросе о том, к какой категории земель должен быть отнесен вновь образованный земельный участок.
Кроме того, различие между категориями земель постепенно сокращается. Например, на землях лесного фонда можно вести сельское хозяйство, размещать порты, вести добычу полезных ископаемых, на землях сельскохозяйственного назначения осуществлять дачное, а по сути жилищное, строительство, на землях поселений допускается любая деятельность. Это подтверждает то, что деление земель на категории, при наличии института разрешенного использования земельных участков, утрачивает свой смысл.
До 31 декабря 2012 года должны быть утверждены генеральные планы поселений, городских округов, устанавливающие функциональные зоны, которые также не имеют никакой юридической связи с понятием категории земель.
Следует отметить, что существующее в российском земельном праве понятие "категория земель" не имеет точного соответствия в европейских системах правового регулирования, где вид использования земель устанавливается по результатам утверждения плана развития территории.
Законопроект направлен на устранение указанных недостатков.
Так, предлагается исключить из действующего законодательства понятие "категория земель". При этом Земельный кодекс Российской Федерации дополняется нормами о составе и видах территориальных зон, которые устанавливаются в документах территориального зонирования.
Законопроектом вводятся понятия "сельскохозяйственный регламент" и "регламент использования территорий".
Введение понятия "сельскохозяйственного регламента", устанавливаемого для зон сельскохозяйственного назначения, имеет своей целью акцентирование внимания на особой важности сельскохозяйственных земель, основное назначение которых - сельскохозяйственное производство, а также на сохранении особо ценных продуктивных земель, что подтверждается особым порядком изменения их границ (законом субъекта Российской Федерации).
Учитывая также важность и необходимость сохранения лесного фонда, водного фонда, особо охраняемых природных территорий, законопроектом устанавливаются особые правила изменения границ таких территорий. Режим использования таких территорий определяется отраслевым законодательством.
В связи с исключением из законодательства Российской Федерации деления земель на категории и обеспечения учета различных ограничений, устанавливаемых в границах тех или иных зон с особыми условиями использования территории, законопроектом также систематизируются и уточняются положения о таких зонах, в том числе в части установления их границ, ограничений прав землепользователей и порядка возмещения убытков в связи с установлением таких зон.
Предлагаемые изменения систематизируют положения об ограничениях в использовании земельных участков и позволят обеспечить права и законные интересы собственников земельных участков, расположенных в границах охранных и защитных зон, равно как и публичные интересы.
Социально-экономические последствия принятия данного законопроекта состоят в укреплении института собственности, исключении дублирующих правовых институтов, обеспечении единообразного порядка установления и изменения разрешенного использования земельных участков, повышении эффективности управления земельными ресурсами, развитии системы планирования и зонирования территорий в целях обеспечения их устойчивого развития.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены категорий земель и признании утратившим силу Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены категорий земель и признании утратившим силу Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены категорий земель и признании утратившим силу Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены категорий земель и признании утратившим силу Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" не повлечет за собой изменение и дополнение актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.