Заключение Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 501598-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об установлении режима работы торговых объектов, расположенных в жилых многоквартирных домах)
Досье на проект федерального закона
Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 501598-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Калининградской областной Думой, и отмечает следующее.
Законопроектом предполагается внести изменения в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ N 2300-1) и в Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ), на основании которых вводится запрет на работу организаций торгового, бытового и иных видов обслуживания, расположенных в многоквартирных жилых домах или пристроенных к таким домам помещениях, в ночное время суток с 23.00 часов до 6.00 часов.
Как следует из пояснительной записки, законопроект разработан в целях предотвращения случаев злоупотреблений со стороны субъектов предпринимательства в сферах торгового, бытового и иных видов обслуживания, чья недобросовестная деятельность нарушает права и законные интересы граждан, проживающих в многоквартирных домах.
Так, статьей 1 законопроекта дополняется статья 11 Закона РФ N 2300-1 "Режим работы продавца (исполнителя)" новой нормой, ограничивающей время работы расположенных в жилых домах объектов торговли (объектов бытового обслуживания).
Следует отметить, что статья 11 Закона РФ N 2300-1 определяет общие нормы и устанавливает обязанность доведения до потребителя информации о режиме работы продавца (исполнителя) независимо от того, какой режим работы был установлен собственником. Кроме этого следует иметь ввиду, что Закон РФ N 2300-1 регулирует общественные отношения, возникающие между потребителями и продавцами (изготовителями, исполнителями) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). При этом потребителем в рамках указанного Закона является гражданин, имеющий намерение приобрести, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, проживающие в многоквартирном доме граждане, не имеющие намерение приобрести товары (работы, услуги) в расположенном в этом доме магазине (объекте обслуживания), не являются потребителями и не подпадают под действие Закона РФ N 2300-1.
Статьей 2 законопроекта вносится аналогичное дополнение в статью 8 Федерального закона N 381-ФЗ, которой определяются права и обязанности хозяйствующих субъектов при организации и осуществлении торговой деятельности. Учитывая предмет регулирования указанного Федерального закона, круг субъектов, на которых предлагается распространить запретительную норму, ограничен сферой торговли. При этом не учитывается сфера обслуживания. К примеру, кафе и рестораны имеют большую вероятность быть источником шума и беспокойства жителей, чем торговый объект, в котором продажа алкогольной продукции в ночное время запрещена и не осуществляется. Представляется, что такая ситуация дискриминационна и способствует ограничению конкуренции на потребительском рынке.
Обращаем также внимание на то, что деятельность торгового объекта (объекта бытового или иного вида обслуживания) независимо от места расположения и времени суток должна осуществляться на законных основаниях и с обязательным соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований. Деятельность организаций, осуществляемая в многоквартирных домах, не должна ухудшать условия проживания, отдыха людей, нарушать их права и законные интересы, как, впрочем, и соседи-жильцы тоже обязаны соблюдать нормы проживания.
В частности, при осуществлении предпринимательской деятельности в жилом доме в обязательном порядке должны соблюдаться требования пожарной безопасности, Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, в частности, СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" - Глава VI. Гигиенические требования к уровням шума, вибрации, ультразвука и инфразвука, электромагнитных полей и излучений, ионизирующего излучения и т.д. Обеспечение благоприятной экологической среды также является обязательным условием осуществления предпринимательской деятельности (соблюдение порядка использования в жилых помещениях опасных химических веществ, загрязняющих воздух, своевременный вывоз мусора, утилизация отходов и т.д.). Более того, в связи с многочисленными обращениями граждан и организаций 7 декабря 2011 года было выпущено информационно-распорядительное письмо Роспотребнадзора России "Об организации надзора за условиями проживания населения Российской Федерации", где подчеркивалось, что "объекты торговли и общественного питания разрешается размещать на первых этажах жилых зданий при условиях соблюдения гигиенических нормативов по шуму, инфразвуку, вибрации, электромагнитным полям. Кроме того, помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания, должны иметь входы, изолированные от жилой части здания.".
Таким образом, любые обращения и жалобы населения, поступающие в правоохранительные органы на нарушения общественного порядка, в уполномоченные контрольно-надзорные государственные органы или органы местного самоуправления на нарушения жизнедеятельности граждан, в том числе в ночное время, а также в случае причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда окружающей среде, являются основанием для немедленного реагирования или проведения внеплановой выездной проверки уполномоченных органов.
Подавляющее большинство предпринимателей, чьи торговые или иные объекты расположены в многоквартирных домах, добросовестно работают и не нарушают прав и законных интересов проживающих в этих домах граждан, поэтому законодательно вводить ограничение деятельности для всех без исключения предпринимателей представляется нецелесообразным.
Крайне важным в рассматриваемой ситуации является оперативное принятие правоохранительными и иными уполномоченными государственными (муниципальными) органами соответствующих мер, направленных на пресечение нарушений установленных обязательных требований и обеспечение соблюдения предпринимателями - нарушителями законодательства Российской Федерации и прав граждан.
Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству не поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального закона N 501598-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенного Калининградской областной Думой.
Председатель Комитета |
И.Н. Руденский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.