Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 211095-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в части определения методики распределения депутатских мандатов"
Досье на проект федерального закона
Проектом предлагается установить единую систему распределения депутатских мандатов для законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления на территории Российской Федерации.
Действующим федеральным избирательным законодательством установлен общий принцип распределения депутатских мандатов - пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Метод распределения депутатских мандатов определяется субъектами Российской Федерации самостоятельно.
Существует множество методов распределения, условно все методы можно разделить на две группы: метод квот и метод делителей.
Суть метода квот заключается в том, что заранее определяется квота, на которую делят число голосов, полученных каждым списком. В результате этой операции удается распределить не все мандаты, но большую часть из них. Оставшиеся мандаты распределяются на основании некоего дополнительного правила (обычно это либо правило наибольшего остатка, либо правило наибольшей средней.
Вычисление по методу квот является более простым и понятным, правильность произведенных расчетов достаточно легко проконтролировать. В то время как метод делителей является более сложным и громоздким, требует гораздо больше времени для осуществления подсчета.
При распределении мандатов депутатов Государственной Думы ФС РФ используется метод квот и до недавнего времени он использовался почти во всех регионах Российской Федерации. Однако, в последнее время в избирательном региональном законодательстве наметилась тенденция смены метода распределения мандатов по методу квот на метод делителей. Так на момент подготовки законопроекта по данному вопросу были внесены соответствующие изменения в законодательство семи субъектов. Вместе с тем, использование метода делителей при распределении мандатов носит спорный и противоречивый характер.
Метод делителей предполагает, что число голосов, полученных каждой партией, делится на последовательный ряд возрастающих чисел. Затем полученные частные сортируются, после чего для каждой партии оценивается, сколько у него получилось частных, превышающих нужную квоту.
Использование различных методов распределения мандатов дает разные результаты. В таблице приведенной ниже дается сравнение распределения мандатов двумя методами по итогам выборов прошедших в регионах.
Область/метод |
Единая Россия |
КПРФ |
Справедливая Россия |
ЛДПР |
СПС |
Зеленые |
||||||
квот |
делителей |
квот |
делителей |
квот |
делителей |
квот |
делителей |
квот |
делителей |
квот |
делителей |
|
Самарская |
9 |
11 |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 |
3 |
2 |
1 |
2 |
1 |
Тюменская |
12 |
13 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
- |
Московская |
32 |
33 |
12 |
12 |
6 |
5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Санкт-Петербург |
22 |
23 |
9 |
9 |
13 |
13 |
6 |
5 |
|
|
|
|
Из этой таблице следует, что метод делителей значительно ухудшает положение партий, преодолевших процентный барьер, но набравших наименьшее количество голосов. Различные методы делителей (д'Ондта, Империали) дают разную степень отклонения от результатов, определенных методом квот. Однако основной смысл этого искажения сохраняется и он заключается в том, что при использовании метода делителей партия, набравшая большинство голосов получает дополнительные мандаты за счет партий, преодолевших процентный барьер, но набравших наименьшее количество голосов.
Более того, применение метода делителей приводит к искажению пропорциональности распределения. Обратимся к результатам по Самарской области. Из таблицы видно, что метод квот (Хейра) дает распределение мандатов, очень близкое к доле голосов, полученных партиями: отклонение ни у одной из них не превышает 1%. Зато метод делителей (Империали) приводит к значительному отклонению у "Единой России" - больше чем на 8%, а у СПС и "Зеленых" - на 4% и больше.
Партия |
Доля голосов (от суммарного числа голосов, полученных партиями, допущенными к распределению мандатов) |
Доля мандатов |
|
по методу квот |
по методу делителей |
||
"Единая Россия" |
35,6% |
36,0% |
44,0% |
КПРФ |
19,9% |
20,0% |
20,0% |
"Справедливая Россия" |
15,7% |
16,0% |
16,0% |
ЛДПР |
12,2% |
12,0% |
12,0% |
СПС |
8,6% |
8,0% |
4,0% |
"Зеленые" |
8,0% |
8,0% |
4,0% |
По мнению авторов проекта применение метода делителей при распределении мандатов противоречит общефедеральной политике проводимой в рамках реализации Послания Президента Российской федерации от 5 ноября 2008г., касающейся обеспечения представительства избирателей, проголосовавших за политические партии, федеральные списки кандидатов которых не допущены к распределению депутатских мандатов.
Использование метода делителей при распределении мандатов в регионах ущемляет избирательные права граждан, так как не обеспечивает в полной мере представительства избирателей, проголосовавших за партии преодолевших процентный барьер, но набравших наименьшее количество голосов.
В целях обеспечения одинаковых гарантий избирательных прав граждан при установлении результатов выборов на всей территории Российской Федерации авторами проекта предлагается дополнить федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" статьей 70.1 устанавливающей единую методику распределения мандатов для законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления по методу квот.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в части определения методики распределения депутатских мандатов"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в части определения методики распределения депутатских мандатов" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств государства.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в части определения методики распределения депутатских мандатов
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в части определения методики распределения депутатских мандатов" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.