Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
по проекту федерального закона N 211095-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в части определения методики распределения депутатских мандатов", внесенному депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, С.В. Ивановым, А.А. Пономаревым, А.А. Андреевым, К.И. Черкасовым, а также Е.А. Вторыгиной в период исполнения полномочий депутата Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел данный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) нормой, предусматривающей применение единой методики пропорционального распределения депутатских мандатов при проведении выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления.
Согласно подпункту "к" пункта 2 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законом субъекта Российской Федерации устанавливается порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который, соответственно, включает в себя и порядок распределения депутатских мандатов в субъекте Российской Федерации.
Кроме того, согласно части 3 статьи 23 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. При этом в указанной статье содержится уточнение, что под избирательной системой понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.
Вместе с тем, законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в иных муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств (пункт 3.1 статьи 23 названного закона).
Таким образом, в федеральном законодательстве реализован принцип конституционного разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, заложенный в норме пункта "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в отношении установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Это подтверждено позицией Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 30.04.1997 г. N 7-П о том, что "представительные органы в субъектах Российской Федерации формируются на основе их собственных избирательных законов, уполномоченные органы Российской Федерации и ее субъектов должны обеспечивать соответствие общих принципов формирования этих представительных органов федеральной Конституции и федеральным законам и что не могут нарушаться установленные субъектом Российской Федерации законные избирательные процедуры_ Это означает, что на законодателе субъекта Российской Федерации лежит конституционная обязанность своевременно осуществлять собственное правовое регулирование порядка формирования своих органов законодательной власти, приводить свои избирательные законы в части, затрагивающей совместное с Российской Федерацией ведение, в соответствие с федеральными законами, обеспечивая защиту конституционных, в том числе избирательных прав граждан".
Учитывая изложенное, Комитет полагает, что регламентация в федеральном законе правового регулирования методики распределения депутатских мандатов при проведении выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления, нарушит установленные Конституцией Российской Федерации принципы разграничения пределов ведения Российской Федерации и повлечет необоснованное ущемление законодательных правомочий субъектов Российской Федерации.
В этой связи Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству предлагает Государственной Думе данный законопроект отклонить.
Утверждено на заседании Комитета 22 марта 2012 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.