Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку
по проекту федерального закона N 625509-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 625509-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку отмечает следующее.
Предлагаемые законопроектом изменения направлены на совершенствование механизмов защиты прав потребителей страховых услуг, повышение ответственности субъектов страхового дела и прозрачности их деятельности. В частности, законопроектом предлагается уточнить классификацию объектов и видов страхования, содержание понятий страхового риска и страхового случая, на уровне закона раскрыть содержание дефиниции "франшиза", а также закрепить сведения, которые должны содержаться в едином государственном реестре субъектов страхового дела, уточнить порядок участия иностранного капитала в уставном капитале страховых организаций, детально регламентировать требования к деятельности страховых посредников, включая введение требования о наличии у страховых брокеров, привлекающих денежные средства граждан, финансовых гарантий обеспечения исполнения принятых обязательств. Большое внимание уделено в проекте регламентации деятельности по сострахованию и перестрахованию, а также деятельности страховых (перестраховочных) пулов.
Вместе с тем у Комитета имеется ряд замечаний по законопроекту.
Новая редакция статьи 4 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 1 законопроекта) среди объектов личного страхования называет страхование жизни, страхование от несчастных случаев и болезней и медицинское страхование. Вместе с тем имущественные интересы, являющиеся объектами страхования от несчастных случаев и болезней, с одной стороны, и медицинского страхования, с другой стороны, а также страховые риски в указанных видах личного страхования во многом совпадают, в связи с чем подобная классификация не представляется корректной и в этой части законопроект нуждается в доработке.
Одним из устанавливаемых проектом оснований, запрещающих лицу заниматься посреднической деятельностью по страхованию и перестрахованию (абзац шестой пункта 4 статьи 1 законопроекта), является осуществление им руководства страховщиком до признания его арбитражным судом банкротом. Указанное ограничение нуждается в конкретизации, поскольку никак не связано со сроком, истекшим с момента совершения указанного деяния, что не соответствует природе такого наказания, как дисквалификация (так, например, частью 2 статьи 47 Уголовного кодекса Российской Федерации такой вид наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.
Согласно части 2 статьи 3.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет).
Статья 12 Закона в новой редакции (пункт 8 статьи 1 законопроекта), регулирующая вопросы осуществления сострахования, нуждается в доработке с учетом содержащихся в ней внутренних противоречий. Так, абзац первый указанной статьи предусматривает долевую ответственность страховщиков (страховые риски распределяются между страховщиками в договоре страхования в установленной доле), в то время как абзац третий названной статьи устанавливает солидарную ответственность любого из страховщиков перед страхователем. В данной части положения проекта нуждаются в доработке и согласовании со статьями 321 - 323 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как уже было отмечено, гораздо более детально по сравнению с действующим регламентирован в проекте порядок осуществления деятельности по перестрахованию. Вместе с тем ряд предлагаемых законопроектом новелл нуждаются в дополнительном обсуждении или обосновании. Так, в действующей редакции статьи 13 Закона под перестрахованием понимается деятельность по защите одним страховщиком (перестраховщиком) имущественных интересов другого страховщика (перестрахователя), связанных с принятием перестраховщиком обязательств по страховой выплате. Новая редакция статьи 13 (пункт 9 статьи 1 проекта) к деятельности по перестрахованию относит как деятельность страховщика по передаче части риска осуществления страховой выплаты другому страховщику, так и принятие страховщиком части риска осуществления страховой выплаты от других страховщиков. Подобное изменение может привести к тому, что установленный пунктом 3 статьи 25 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" повышающий коэффициент 4 к минимальному размеру уставного капитала страховщиков, осуществляющих перестрахование, может применяться и к перестрахователям, что, как представляется, не было принято во внимание при конструировании указанной нормы.
Кроме того, новая редакция пункта 1 статьи 13 законопроекта, устанавливающая право страховщика передавать в перестрахование только часть риска осуществления страховой выплаты по заключенному им договору страхования, не соответствует пункту 1 статьи 967 Гражданского кодекса Российской Федерации, допускающему полное или частичное перестрахование риска выплаты страхового возмещения.
Пункт 6 статьи 13 проекта запрещает перестраховывать риск по договору страхования жизни и риск дожития застрахованного лица до определенного возраста или срока. Вместе с тем в настоящее время на основании Закона страховщики осуществляют перестрахование договоров страхования жизни по таким рискам, как наступление инвалидности, критическое заболевание, травма, смерть от несчастного случая, смерть по естественным причинам. В этой связи предлагаемое изменение нуждается в дополнительной аргументации.
Также Комитет предлагает рассмотреть возможность регламентации в Законе порядка передачи обязательств (страхового портфеля) по договорам перестрахования, поскольку в настоящее время правовая неопределенность в данном вопросе негативно отражается на интересах перестрахователей, которые при досрочном расторжении подобных договоров лишаются страховой защиты и вправе рассчитывать только на возврат части уплаченной по договору перестрахования премии.
Пунктом 4 новой редакции статьи 14.1 проекта допускается участие в перестраховочных пулах иностранных страховщиков. Комитет считает необходимым дополнительно обсудить целесообразность включения в законопроект на данном этапе подобной нормы.
Ряд положений статьи 1 законопроекта в части требований к размещению страховщиками информации о своей деятельности в сети Интернет (абзацы третий - тринадцатый подпункта "г" пункта 3) и лицензированию страховой деятельности (пункт 13), в части квалификационных требований к руководителям субъектов страхового дела (пункт 14), а также пункты 2 и 3 статьи 2 законопроекта в части требований к срокам замены бланков лицензий дублируют положения готовящегося к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении проекта федерального закона N 391338-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и нуждаются в согласовании с названным законопроектом либо в устранении неоправданного дублирования.
На основании вышеизложенного Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 625509-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" в первом чтении при условии его доработки ко второму чтению с учетом высказанных замечаний.
И.о. председателя Комитета |
В.М. Резник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.