Заключение Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 629835-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (об уточнении положений по вопросам осуществления отдельных видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 629835-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в нормы Закона Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации", Федеральных законов "Об охране окружающей среды", "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О лотереях" и ряда других законодательных актов в целях устранения неточностей и недостатков редакционного характера в положениях данных законодательных актов, регулирующих вопросы осуществления отдельных видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Нормы законопроекта не предусматривают наделение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления дополнительными полномочиями в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также изменение их функций, установленных федеральными законами.
Замечаний и предложений концептуального характера по данному законопроекту не имеется.
В то же время Комитет обращает внимание, что представленный законопроект продолжает практику отождествления понятий "вопрос местного значения муниципального образования" и "полномочие органов местного самоуправления по решению вопроса местного значения". Подобное отождествление нельзя признать вполне корректным.
По смыслу Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) перечень вопросов местного значения, как правило, представляет собой перечень сфер реализации компетенции населения (в т.ч. через органы местного самоуправления) по непосредственному обеспечению своей жизнедеятельности. Полномочия же представляют собой набор конкретных прав и обязанностей органов и должных лиц в определенных таким способом сферах общественных отношений.
Отождествление вопросов местного значения с полномочиями органов местного самоуправления по их решению приводит к фактической невозможности установить содержание регулируемых правоотношений, что может не только дезориентировать правоприменителя, но и отрицательно сказаться на стабильности законодательства, порождая его постоянную взаимную корректировку.
Комитет считает необходимым в этой связи обратить внимание депутатов Государственной Думы на позицию Конституционного Суд Российской Федерации, который в своих решениях неоднократно указывал, что неопределенность содержания правовой нормы не может обеспечить ее единообразное понимание, создает возможность злоупотребления исполнительной властью своими полномочиями, порождает противоречивую правоприменительную практику, ослабляет гарантии защиты конституционных прав и свобод, может привести к произволу и, следовательно, к нарушению принципов равенства, а также верховенства закона; самого по себе нарушения требования определенности правовой нормы, влекущего ее произвольное толкование правоприменителем, достаточно для признания такой нормы не соответствующей Конституции Российской Федерации (постановления от 25 апреля 1995 года N 3-П, от 5 июля 2001 года N 11-П, от 6 апреля 2004 года N 7-П и др.).
В связи с изложенным Комитет полагает, что при доработке законопроекта ко второму чтению следует дополнительно изучить целесообразность сохранения в Федеральном законе N 131-ФЗ формулировок вопросов местного значения (пункт 20 части 1 статьи 14, пункт 26 части 1 статьи 16), совпадающих с полномочиями органов местного самоуправления, в частности, в сфере градостроительной деятельности, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации. При этом необходимо учитывать, что статьей 17 (часть 1.1) Федерального закона N 131-ФЗ прямо закреплено, что по вопросам местного значения "федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения". Таким образом, полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения могут содержаться не только в Федеральном законе N 131-ФЗ, но и в других федеральных законах, а также в уставах муниципальных образований в целях конкретизации соответствующих вопросов местного значения.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.С. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.