Заключение Комитета по труду и социальной политике
по проекту федерального закона N 608086-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения порядка начисления и взыскания с работодателя процентов на сумму просроченной задолженности по заработной плате и другим выплатам, причитающимся работнику" (внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Изменения, предлагаемые проектом федерального закона N 608086-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения порядка начисления и взыскания с работодателя процентов на сумму просроченной задолженности по заработной плате и другим выплатам, причитающимся работнику", нацелены на упрощение процесса взыскания с работодателя задолженности в случае невыплаты денежной компенсации при выплате задержанной заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат.
Для достижения поставленной цели законопроектом предусматривается дополнить часть первую статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) обязанностью работодателя при выплате заработной платы в письменной форме извещать каждого работника не только о составных частях заработной платы, размерах и основаниях произведенных удержаний, но и о размерах иных начисленных работнику сумм, в том числе - денежной компенсации за нарушение работодателем срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику. Необходимость данного дополнения возникла по причине того, что денежная компенсация при выплате задержанной заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, не является заработной платой, и многие работодатели не извещают работников о начислении указанной денежной компенсации.
Как отмечается в пояснительной записке, при указании в расчетном листке начисленной и не выплаченной денежной компенсации за просрочку выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, при обращении работника в суд отпадает необходимость искового производства.
Законопроектом также предлагается дополнить статью 236 ТК РФ положением о возможности повышения размера выплачиваемой работнику денежной компенсации не только коллективным или трудовым договором, как это предусмотрено действующим законодательством, но и локальным нормативным актом.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (ГПК РФ) предусматривает упрощенный порядок разрешения дел по требованиям о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы в порядке приказного производства путем вынесения судебного приказа (ст. 22, 122 ГПК РФ). Однако содержащийся в части первой статьи 122 ГПК РФ перечень требований, по которым выдается судебный приказ, не включает требование о взыскании начисленной, но не выплаченной денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику. Следовательно, в настоящее время взыскание данной денежной компенсации возможно лишь в порядке искового производства, что значительно усложняет процесс взыскания указанной денежной компенсации. В целях устранения данного пробела авторы законопроекта предалагают дополнить перечень требований для выдачи судебного приказа (ч. 1 ст. 122 ГПК РФ) соответствующими положениями.
Предполагаемые законопроектом изменения позволят в случае невыплаты денежной компенсации при выплате задержанной заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат значительно упростить процесс взыскания указанной денежной компенсации.
На рассматриваемый законопроект получены отзывы от 22 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и от 35 высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов РФ может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 16 субъектов РФ получен положительный отзыв, мнения органов государственной власти остальных субъектов РФ следует считать не выраженным.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении по законопроекту N 608086-5 сообщает, что концептуальных замечаний правового характера по нему не имеется.
Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, являясь комитетом-соисполнителем, поддерживает концепцию проекта федерального закона N 608086-5.
Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению, учитывая социальную значимость рассматриваемого законопроекта N 608086-5, поддерживает его концепцию.
С учетом изложенного Комитет по труду и социальной политике поддерживает концепцию проекта федерального закона N 608086-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения порядка начисления и взыскания с работодателя процентов на сумму просроченной задолженности по заработной плате и другим выплатам, причитающимся работнику" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.