Заключение Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
на проект федерального закона N 608086-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения порядка начисления и взыскания с работодателя процентов на сумму просроченной задолженности по заработной плате и другим выплатам, причитающимся работнику"
(об упрощении порядка начисления и взыскания с работодателей процентов на сумму просроченной задолженности по заработной плате и другим выплатам, причитающимся работникам), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона N 608086-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения порядка начисления и взыскания с работодателя процентов на сумму просроченной задолженности по заработной плате и другим выплатам, причитающимся работнику", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), помимо дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации, предусматривает дополнение и в статью 122 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым в перечень требований, по которым выдается судебный приказ, добавляется еще одно требование (о взыскании начисленной, но не выплаченной денежной компенсации за нарушение работодателем срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику). Данный законопроект направлен на повышение эффективности защиты прав работников.
Работодатель в силу прямого указания статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации обязан начислить на причитающиеся работнику, но не выплаченные в срок суммы проценты (денежную компенсацию). Размер денежной компенсации не может быть ниже ставки, установленной в указанной статье Трудового кодекса Российской Федерации, то есть не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установления срока выплаты по день фактического расчета включительно. Причем обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Право работника на получение указанной компенсации является безусловным правом, возникающим в силу только одного юридического факта - задержки выплаты причитающихся работнику денежных сумм.
Задолженность по начисленной, но не выплаченной заработной плате взыскивается в порядке приказного производства (абзац 7 статьи 122 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Однако взыскание начисленной, но не выплаченной денежной компенсации за нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику невозможно в порядке приказного производства. Суд может рассмотреть заявление о взыскании денежной компенсации только в порядке искового производства.
Таким образом, в целях восстановления законных прав работников в части своевременной оплаты труда было бы целесообразным рассматривать и разрешать трудовые споры о денежной компенсации за просрочку выплат, причитающихся работнику, в порядке, предусмотренном для трудовых споров о заработной плате, т.е. в порядке приказного производства путем вынесения приказа (глава 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству поддерживает концепцию проекта федерального закона N 608086-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения порядка начисления и взыскания с работодателя процентов на сумму просроченной задолженности по заработной плате и другим выплатам, причитающимся работнику" (об упрощении порядка начисления и взыскания с работодателей процентов на сумму просроченной задолженности по заработной плате и другим выплатам, причитающимся работникам), внесенного в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.