Заключение Комитета Государственной Думы по охране здоровья
на проект федерального закона N 632281-5 "О донорстве крови и ее компонентов", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 632281-5 "О донорстве крови и ее компонентов" и сообщает следующее.
Важной составляющей здравоохранения является организация заготовки, хранения, транспортировки и обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов в целях оказания трансфузиологической помощи (переливание крови и ее компонентов) в мирное время и при различных чрезвычайных ситуациях, что имеет общегосударственный стратегический характер, затрагивающий вопросы безопасности страны.
Действующий Закон Российской Федерации от 9 июня 1993 года "О донорстве крови и ее компонентов" не в полной мере регулирует существующие правоотношения в сфере донорства крови, так как не учитывает современные достижения трансфузиологии, а также международные стандарты в области донорства крови.
Проект федерального закона N 632281-5 "О донорстве крови и ее компонентов" подготовлен в целях совершенствования нормативного правового регулирования в области донорства крови и ее компонентов и выработки единых подходов в организации ее заготовки и переработки, к хранению и обеспечению безопасности донорской крови и ее компонентов, а также для устранения имеющихся пробелов в нормативном правовом регулировании в этой области.
Однако рассматриваемый законопроект требует доработки в отдельных вопросах. Это расширение понятийного аппарата, уточнение вопросов разграничения полномочий, наделение муниципальных организаций здравоохранения не правом, а обязанностью по осуществлению ими заготовки, хранения, транспортировки донорской крови и (или) ее компонентов и т.п.
Можно высказать следующие замечания.
К определению "донорство крови" в статье 2 следует добавить тезис о том, что положения настоящего закона не распространяются на донорство собственной (аутологичной) крови и донорство стволовых клеток крови.
В определение "субъектов обращения донорской крови" не вошли клиники, переливающие кровь.
Вызывает сомнение отсутствие определения "безвозмездной донации" и сочетание с понятием "безвозмездно" отгулы и выплата денег за питание.
Согласно статье 12 донор обязан сообщить известные ему сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, контактах с инфекционными больными, пребывании на территориях, неблагополучных по инфекционным заболеваниям, а также об употреблении наркотических средств, психотропных веществ, о вакцинации, хирургических вмешательствах, профессиональной вредности. При этом игнорируются особенности сексуального поведения, которые могут быть причиной инфицирования потенциального донора.
Статьей 13 предусмотрен временный отвод от донорства, а механизм возврата в донорский контингент - нет.
Статья 14 повторяет положения основ законодательства об охране здоровья и может быть исключена.
Неясна цель создания трансфузиологических кабинетов (отделений) и в чем состоит отличие кабинета от отделения. Не исключено, что при такой реорганизации пострадают пенсионные права, надбавки за вредность и другие привилегии работников ныне существующих отделений переливания крови, отделений гравитационной хирургии крови и т.п.
Правительству России предписано установить порядок обмена донорской кровью и (или) ее компонентами с зарубежными организациями. Аналогичное предписание есть и в действующем законе. Однако за 19 лет оно не выполнено. Статья 19 декларирует требование соблюдать "технический регламент безопасности крови", но документ с таким названием отсутствует.
Представляется целесообразным прописать в законе необходимость ежегодного государственного доклада с количественным анализом донорства и трансфузионной терапии.
Исходя из вышесказанного Комитет поддерживает принятие проекта федерального закона N 632281-5 "О донорстве крови и ее компонентов" в первом чтении, однако считает, что ко второму чтению необходимо внести в него ряд изменений.
Председатель Комитета |
С.В. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.