Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 56016-6 "О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона разработан с целью повышения качества пенсионного обслуживания граждан Российской Федерации и направлен на выполнение государством социальной функции в полном объеме, независимо от места работы и проживания гражданина Российской Федерации.
Предлагается дополнить статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пунктом 13, согласно которому при полной или частичной утрате организацией документов, содержащих сведения о заработной плате застрахованного лица за любые 60 месяцев, расчетный размер трудовой пенсии исчислять исходя из среднестатистических показателей.
Предложения по внесению такого дополнения связаны, в первую очередь, с тем, что вступивший в силу с 1 января 2002 года Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" хотя и отражает новый подход к пенсионному обеспечению граждан Российской Федерации, предусматривая возможность увеличения пенсии за счет страховой и накопительной частей, тем не менее оставляет нерешенной одну очень серьезную проблему. Ее суть заключается в отсутствии возможности у застрахованного лица подтвердить каким-либо образом свой заработок, необходимый для расчета пенсии, в случае утраты по причинам, от него не зависящим (в результате боевых действий во время вооруженных конфликтов на территории Российской Федерации, пожара, наводнения, иного стихийного бедствия), документов, содержащих сведения о заработной плате.
В первую очередь, данный проект федерального закона направлен на восстановление в пенсионных правах граждан, чья профессиональная деятельность осуществлялась на территории Чеченской Республики (ранее - ЧИАССР).
В период существования СССР на территории Чечено-Ингушской Республики проживало более 1,2 млн. жителей. В советское время это была республика с высокоразвитой нефтяной, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, энергетической, металлообрабатывающей промышленностью и многоотраслевым сельским хозяйством, большая часть населения которой работала в народном хозяйстве.
Во время вооруженных конфликтов 90-х годов прошлого века большая часть населения вынуждена была покинуть пределы республики, предприятия и производства были уничтожены в результате боевых действий вместе с архивными документами по личному составу.
Как следствие этого, бывшие (и нынешние) жители Чеченской Республики не могут в полной мере реализовать свое право на пенсионное обеспечение по причине отсутствия необходимых документов о стаже и заработной плате. В результате устанавливаемые им пенсии зачастую в два раза ниже пенсий граждан, работавших на аналогичных предприятиях других регионов.
Предусмотренный совместным письмом от 27 ноября 2001 года Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 8389-ЮЛ и Пенсионного фонда Российской Федерации N ЛЧ-06-27/9704 порядок подтверждения заработной платы документами, косвенно подтверждающими фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, только частично решает эту проблему и, кроме того, не распространяется на случаи утраты первичных документов в результате боевых действий во время вооруженных конфликтов на территории Российской Федерации.
В настоящее время только в Ставропольском крае проживает около 5 тыс. человек, которые не могут реализовать свое право на пенсионное обеспечение в полном объеме. Их пенсии более чем на 30% ниже пенсий граждан, осуществлявших аналогичную деятельность в других регионах России.
Внесение изменений в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" позволит восстановить социальную справедливость в отношении граждан Российской Федерации, чьи пенсионные права нарушены по независящим от них причинам.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Реализация проекта Федерального закона "О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета.
Из-за отсутствия достоверных сведений о численности граждан, работавших до 1 января 2002 года в Чеченской Республике, и сведений о перечне организаций, чьи архивы утрачены по независящим от них причинам, финансово-экономическое обоснование представлено только на основании сведений о численности бывших жителей Чеченской Республики, являющихся получателями пенсий в Ставропольском крае.
Численность граждан - бывших жителей Чеченской Республики, у которых отсутствуют документы о заработной плате, - 5 тыс. человек. Рост их среднегодового количества не предвидится ввиду естественной убыли населения.
Средний размер увеличения пенсии в случае применения предлагаемого проектом федерального закона порядка - 1,7 тыс. рублей.
Средняя ежемесячная потребность средств Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию представленного проекта федерального закона на территории Ставропольского края - 8,5 млн. рублей.
Годовая потребность средств Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию представленного проекта федерального закона на территории Ставропольского края - 102 млн. рублей.
Перечень
законодательных и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.