Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 54074-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 420-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 33.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве) была дополнена частью 2.1, согласно которой для осуществления промышленного рыболовства в пресноводных водных объектах и прибрежного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации право на добычу (вылов) водных биоресурсов возникает у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на основании договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов и договора о предоставлении рыбопромыслового участка, за исключением случаев, если осуществление указанных видов рыболовства допускается без предоставления рыбопромыслового участка.
Согласно разъяснениям Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Федерального агентства по рыболовству Закон о рыболовстве не устанавливает запрета на осуществление промышленного рыболовства без предоставления рыбопромыслового участка. Однако содержание части 2.1 статьи 33.1 трактуется надзорными органами таким образом, что осуществлять промышленное рыболовство в пресноводных водных объектах без предоставления рыбопромыслового участка невозможно.
На водоемах Вологодской области, как и в других субъектах Российской Федерации, промышленное рыболовство осуществляется как на рыбопромысловых участках, так и за их пределами (в районах добычи (вылова) водных биологических ресурсов).
Проблема, возникающая при формировании рыбопромысловых участков на всей акватории водных объектов, связана с тем, что это приводит к ликвидации районов добычи (вылова) водных биоресурсов, и, как следствие, к исключению из промысла активных видов рыболовства.
Промышленное рыболовство в пресноводных водных объектах имеет большое социальное значение, обеспечивая занятость населения прибрежных сельских районов. Однако большая часть рыбодобывающих предприятий и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в настоящее время промышленное рыболовство в пресноводных водных объектах, не может приобрести по результатам конкурса право на пользование рыбопромысловыми участками, так как не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к заявителям подпунктом "в" п. 28 Правил организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2008 года N 264, в соответствии с которым у заявителя должен быть в собственности или на правах аренды рыбоперерабатывающий завод. Организация рыбоперерабатывающих производств каждым рыбодобывающим предприятием или индивидуальным предпринимателем из-за малых объемов рыбных запасов и, соответственно, вылова нерентабельна, в связи с чем на внутренних пресноводных водоемах сложилась практика разделения рыбодобычи и рыбопереработки. Как правило, на каждом крупном пресноводном водном объекте вылавливаемая рыбодобывающими предприятиями и индивидуальными предпринимателями рыба поставляется на один рыбоперерабатывающий завод. Исключение из промысла большинства рыбодобывающих предприятий приведет к ограничению конкуренции и монополии по рыбодобыче на водоеме такого рыбоперерабатывающего предприятия. В то же время и большая часть рыбоперерабатывающих предприятий не сможет участвовать в конкурсе, так как они не осуществляли в предыдущие годы деятельности по добыче водных биоресурсов.
В случае формирования рыбопромысловых участков на всей акватории водных объектов Вологодской области и проведения соответствующих конкурсов большая часть рыбодобывающих предприятий и индивидуальных предпринимателей вынуждены будут прекратить свою деятельность, около 500 рыбаков останутся без работы.
Данный проект федерального закона разработан с целью исключения двоякого толкования и противоречий в нормах Закона о рыболовстве реализации возможности осуществления промышленного рыболовства в пресноводных водных объектах как на рыбопромысловых участках, так и без предоставления рыбопромыслового участка (в районах добычи (вылова) водных биологических ресурсов).
1-2. Для промышленного рыболовства и прибрежного рыболовства в Законе о рыболовстве определены понятия, их регулированию посвящены отдельные статьи, понятие же промышленного рыболовства в пресноводных водных объектах отсутствует, что приводит к неоднозначному толкованию норм Закона о рыболовстве. С целью разделения и уточнения понятий "промышленное рыболовство" и "промышленное рыболовство в пресноводных водных объектах" в статью 1 Закона о рыболовстве вводится понятие "промышленное рыболовство в пресноводных водных объектах".
В части 1 статьи 16 Закона о рыболовстве промышленное рыболовство в пресноводных водных объектах устанавливается как отдельный вид рыболовства.
3. Нормативное регулирование промышленного рыболовства в пресноводных водных объектах предлагается выделить в отдельную статью 19.1.
4. Законопроектом предлагается исключить необходимость установления долей квот юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим промышленное рыболовство в пресноводных водных объектах.
Закрепление долей квот в пресноводных водных объектах несет ряд негативных моментов:
1) установление пользователю водными биоресурсами фиксированной доли от промышленной квоты на 10 лет (в объеме от нескольких десятков килограммов до нескольких тонн) не позволяет развивать производство передовым рыбодобывающим предприятиям, индивидуальным предпринимателям;
2) при освоении квоты одного вида пользователь водными биоресурсами вынужден прекратить лов рыбы, причем даже в начале календарного года, несмотря на неосвоенные объемы вылова других видов водных биоресурсов, на которые не устанавливается общий допустимый улов.
При осуществлении промышленного (морского) и прибрежного рыболовства с целевым промыслом одного-двух видов водных биоресурсов и предоставлением большого объема квоты в соответствии с долей таких проблем не возникает.
Заключение договоров на предоставление промышленных квот в пресноводных водных объектах на календарный год позволит обеспечить оперативное регулирование промышленного рыболовства в пресноводных водных объектах в соответствии с освоением указанных квот и в объемах общих допустимых уловов, утвержденных Федеральным агентством по рыболовству.
Кроме того, необходимо определить, что в соответствии со статьей 31 Закона о рыболовстве порядок распределения промышленных и прибрежных квот устанавливается Правительством Российской Федерации. В то же время порядок распределения промышленных квот пресноводных водных объектов Законом о рыболовстве не определен, в связи с чем законопроектом в статью 31 Закона о рыболовстве вносятся необходимые дополнения.
5. Статья 33.1 дополняется частью 2.2, в соответствии с которой устанавливается основание возникновения права на добычу (вылов) водных биоресурсов при осуществлении промышленного рыболовства в пресноводных водных объектах. Указанные изменения исключают двоякое толкования данной нормы Закона о рыболовстве.
Принятие данного законопроекта позволит:
1) повысить эффективность оперативного регулирования промышленного рыболовства в пресноводных водных объектах;
2) обеспечить занятость жителей прибрежных населенных пунктов;
3) сократить незаконную добычу водных биоресурсов;
4) увеличить поступление денежных средств в бюджеты всех уровней;
5) предупредить монополизацию в рыбной отрасли субъектов Российской Федерации, имеющих развитое рыболовство в пресноводных водных объектах;
6) упростить процедуру предоставления права осуществления промышленного рыболовства в пресноводных водных объектах.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"
Принятие настоящего федерального закона не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"
Принятие настоящего федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.