Кассационное определение СК по уголовным делам Московского городского суда от 24 октября 2011 г. N 22-13448
Судебная коллегия по уголовным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Мартыновой Л.Т.,
судей Хотунцевой Г.Е., Ловчева В.А.,
при секретаре Богданове С.М.,
рассмотрела в судебном заседании кассационные жалобы адвоката Бирюковой И.А. на постановление Никулинского районного суда г. Москвы от 26 сентября 2011 года, которым
Нурдинову Б.З., ..., продлен срок содержания под стражей на 2 месяца, а всего до 4 месяцев, то есть до 27 ноября 2011 года включительно. Заслушав доклад судьи Хотунцевой Г.Е., выступления адвоката Бирюковой И.А., поддержавшей доводы жалоб, прокурора Гугава Д.К., полагавшей судебное решение оставить без изменения, судебная коллегия установила:
27 июля 2011 года в ходе проведения мероприятия "Нелегальный мигрант" сотрудниками отдела МВД России по району Очаково-Матвеевское г. Москвы задержан Нурдинов Б.З., находящийся в международном розыске за Республикой Кыргызстан по уголовному делу N 082-10-0421 по п.п. 1, 3 ч. 2 ст. 172 УК Кыргызской Республики (неправомерное завладение автомобилем, совершенное группой лиц, с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья).
В целях избежания уголовной ответственности за совершенное преступление Нурдинов Б.З. от правоохранительных органов Республики Кыргызстан скрылся. Постановлением Жалал-Абадского городского суда Жалал-Абадской области Республики Кыргызстан 13 сентября 2010 года в отношении Нурдинова Б.З. заочно избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
28 июля 2011 года Никулинским районным судом г. Москвы Нурдинов Б.З. был заключен по стражу на основании ст. 61 ч. 1 Конвенции "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" до получения требования о его выдаче.
19 сентября 2011 года Никулинский межрайонный прокурор г. Москвы обратился в суд с ходатайством о продлении срока содержания под стражей обвиняемого Нурдинова Б.З. до 6 месяцев, то есть до 27 января 2012 года, учитывая, что в Генеральную прокуратуру РФ поступило требование Генеральной прокуратуры Республики Кыргызстан о выдаче Нурдинова Б.З. для привлечения его к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного п.п. 1, 3 ч. 2 ст. 172 УК Кыргызской Республики.
Судья Никулинского районного суда г. Москвы 26 сентября 2011 года удовлетворил данное ходатайство частично, а именно: срок содержания под стражей Нурдинову, подлежащему выдаче правоохранительным органам иностранного государства, продлен на 2 месяца, а всего до 4 месяцев, то есть до 27 ноября 2011 года включительно.
В кассационных жалобах адвокат Бирюкова И.А. в защиту интересов Нурдинова Б.З., выражая свое несогласие с постановлением суда, полагает, что оснований для продления срока содержания под стражей Нурдинова для дальнейшей экстрадиции в Республику Кыргызстан не имелось, поскольку представленные суду материалы не содержат доказательств того, что Нурдинов скрывался от правоохранительных органов Республики Кыргызстан, и что Генеральной прокуратурой РФ проводится экстрадиционная проверка. Суд надлежащим образом не проверил сведения относительно обращения Нурдинова в ФМС России с ходатайством о предоставлении ему статуса беженца. Указывает на противоречивость данных, содержащихся в процессуальных документах, относительно даты задержания Нурдинова, а также - о том, что при избрании Нурдинову меры пресечения в виде заключения под стражу судом не указана дата и срок, на который принято данное решение, что в свою очередь свидетельствует о незаконности постановления суда о продлении срока содержания Нурдинова под стражей. Просит постановление суда отменить.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к их удовлетворению, поскольку при продлении срока содержания под стражей Нурдинову Б.З. суд проверил обоснованность ходатайства прокурора, поданного в полном соответствии с требованиями ст. 109, ч. 1 ст. 466 УПК РФ.
Как правильно суд указал в постановлении, продление срока содержания под стражей Нурдинову необходимо в целях обеспечения его выдачи для осуществления уголовного преследования правоохранительными органами Республики Кыргызстан.
Оснований, препятствующих выдаче Нурдинова Б.З. правоохранительным органам Республики Кыргызстан, а также для изменения ему меры пресечения не установлено: Нурдинов Б.З. является гражданином Республики Кыргызстан, статуса беженца, вынужденного переселенца он не имеет, совершенное Нурдиновым деяние является уголовно-наказуемым в Российской Федерации и за его совершение законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы; инкриминируемое Нурдинову деяние не преследуется в порядке частного обвинения и предусмотренные уголовным законодательством РФ сроки давности за его совершение не истекли.
С учетом вышеизложенного, суд принял решение в соответствии с положениями ст.ст. 109, 466 ч. 1 УПК РФ, регламентирующих порядок продления меры пресечения в виде заключения под стражу для обеспечения возможной выдачи лица иностранному государству, - которое судебная коллегия признает законным и обоснованным.
Как видно из представленных материалов, по учетам лиц, обратившихся в УФМС России по г. Москве и по Московской области с заявлением о приобретении гражданства РФ, вида на жительство Нурдинов Б.З. не обращался (л.д. 20, 22).
Объективных данных о том, что Нурдинов Б.З. обращался в органы УФМС России с заявлением о присвоении ему статуса беженца, не имеется, поэтому доводы жалобы адвоката в этой части не могут быть приняты во внимание.
Доводы, изложенные прокурором в ходатайстве о продлении Нурдинову меры пресечения в виде заключения под стражу для обеспечения его выдачи иностранному государству, основаны на представленных материалах, в частности содержащих данные о проведении Генеральной прокуратурой РФ экстрадиционной проверки и на том, что Нурдинов Б.З. скрывался от правоохранительных органов Республики Кыргызстан, - с которыми суд, признав их достаточными, обоснованно согласился, мотивировав свое решение в постановлении. Не согласиться с выводами суда, в том числе о частичном удовлетворении ходатайства прокурора у судебной коллегии оснований не имеется.
Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену постановления, не установлено. Вопреки доводам жалоб, не является таковым нарушением и неуказание в постановлении суда об избрании Нурдинову меры пресечения в виде заключения под стражу до какой даты и на какой срок принято соответствующее решение. Как видно их представленных материалов, дата задержания Нурдинова, а также дата и срок, на который Нурдинову продлена мера пресечения в виде заключения под стражей, не содержат каких-либо несоответствий между собой.
Из представленных материалов усматривается, что Нурдинов был задержан 27 июля 2011 года (л.д. 6, 8, 23, 24-27, 28-29, 32, 33-35). Ошибочное, единичное указание в постановлении Никулинского межрайонного прокурора г. Москвы от 28 июля 2011 года о возбуждении перед судом ходатайства об избрании Нурдинову меры пресечения в виде заключения под стражу, в постановлении Никулинского районного суда г. Москвы от 28 июля 2011 года об избрании Нурдинову меры пресечения в виде заключения под стражу, а также в обжалуемом постановлении суда даты задержания Нурдинова как 27 июня 2011 года, - не влияет на правильность принятого судом решения. Согласно постановлениям суда об избрании Нурдинову меры пресечения в виде заключения под стражей и о продлении ему срока заключения под стражей в качестве даты задержания последнего указано 27 июля 2011 года, что полностью соответствует имеющимся документам в этой части, - поэтому доводы жалоб относительно указанных обстоятельств не могут быть приняты во внимание.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
постановление Никулинского районного суда г. Москвы от 26 сентября 2011 года в отношении Нурдинова Б.З. оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.