Основные положения
программы деятельности агентства по реструктуризации кредитных организаций
(Одобрено Советом директоров Агентства по реструктуризации кредитных организаций
Протокол N 2 от 2 марта 1999 г.)
Настоящие Основные положения программы деятельности Агентства фактически прекратили действие в связи с тем, что Федеральным законом от 28 июля 2004 г. N 87-ФЗ Агентство по реструктуризации кредитных организаций ликвидировано
Программа деятельности Агентства по реструктуризации кредитных организаций определяет основные направления и устанавливает базовые принципы деятельности АРКО как инструмента реализации государственной политики по реструктуризации банковской системы Российской Федерации, изложенной в документе "О мерах по реструктуризации банковской системы Российской Федерации", одобренном Советом директоров Банка России 17 ноября 1998 г. и Президиумом Правительства Российской Федерации 21 ноября 1998 г.
По мере расширения деятельности Агентства, изменения правовой базы, обобщения опыта реструктуризации в программу деятельности Агентства будут вноситься соответствующие дополнения и изменения.
Правительство Российской Федерации и Банк России, чьи представители входят в состав Совета директоров Агентства, определяют приоритетные направления его деятельности, осуществляют иные действия, предусмотренные уставом Агентства.
В рамках совместных действий по реструктуризации кредитных организаций Правительство Российской Федерации, Банк России и Агентство согласовывают круг кредитных организаций, в отношении которых проводятся мероприятия по их реструктуризации.
При реализации согласованной политики по реструктуризации кредитных организаций Агентство самостоятельно принимает решения по формам и методам реструктуризации конкретных кредитных организаций.
Агентство как небанковская кредитная организация является объектом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, осуществляемого Банком России. Однако с учетом специфики деятельности Агентства было бы целесообразно издание Банком России нормативного акта об особенностях организации банковского регулирования и надзора за его деятельностью, а также установление для него дифференцированного норматива обязательных резервов. Агентство может обращаться в Банк России с предложениями об установлении особенностей организации банковского регулирования и надзора за деятельностью реструктурируемых кредитных организаций.
Банк России информирует Агентство о состоянии банковской системы и кредитных организаций, соблюдая требования действующего законодательства.
При проведении реструктуризации конкретных кредитных организаций Агентство может обращаться в Банк России с предложением о реструктуризации задолженности указанных кредитных организаций перед Банком России, о включении в состав временных администраций сотрудников Агентства, установлении специального режима надзора и регулирования их деятельности.
АРКО осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с Правительством Российской Федерации и Банком России.
В рамках своей компетенции оно будет проводить анализ ситуации в банковской сфере, участвовать в определении приоритетных направлений и выработке базовых принципов реструктуризации российской банковской системы.
Агентство будет обеспечивать методологическую поддержку и осуществлять мониторинг процессов реструктуризации. Непосредственно участвовать в разработке и реализации программ реструктуризации кредитных организаций, осуществляя самостоятельно и (или) совместно с Банком России, заинтересованными федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мероприятия, направленные на их финансовое оздоровление, реорганизацию либо в необходимых случаях ликвидацию в установленном законодательством порядке, обеспечивая при этом защиту интересов кредиторов и вкладчиков.
В обеспечение реализации принятых направлений государственной промышленной политики и региональных программ развития Агентство будет способствовать специализации деятельности кредитных организаций и их переориентации на работу с реальным сектором экономики.
Деятельность Агентства направлена на практическую реализацию государственной политики по реструктуризации банковской системы Российской Федерации. Это обусловливает основные цели его деятельности - способствовать преодолению кризиса российской банковской системы, восстановлению ее способности в полной мере обеспечивать выполнение своих базовых функций - осуществление платежей и расчетов, предоставление кредитов субъектам экономики, аккумуляция и обеспечение сохранности денежных средств юридических лиц и населения.
В своей деятельности Агентство руководствуется следующими принципами:
- минимизация государственных расходов за счет создания и использования эффективного механизма реструктуризации кредитных организаций и реинвестирования прибыли Агентства, максимального использования при реструктуризации кредитных организаций существующей инфраструктуры рынка;
- направление на покрытие убытков средств акционеров (участников) кредитных организаций, обеспечение сохранности средств кредиторов кредитных организаций, в первую очередь вкладчиков;
- открытость и прозрачность процедур деятельности Агентства. Единство подхода к осуществлению реструктуризации кредитных организаций, ее проведение в соответствии с четкими критериями, регламентами и детально проработанными процедурами;
- формирование высокого профессионального уровня работников Агентства, создание системы постоянного повышения их квалификации, поощрения работников в зависимости от результатов труда, позволяющей обеспечить добросовестное выполнение служебных обязанностей;
- способствование созданию необходимых условий для неповторения банковского кризиса;
- самостоятельность Агентства при выборе и реализации процедур реструктуризации кредитных организаций.
Для реализации указанных целей Агентство обеспечивает выполнение следующих задач:
- участие в разработке и реализации федеральных и межгосударственных программ, предусматривающих мероприятия по реструктуризации банковской системы и финансовому оздоровлению кредитных организаций;
- осуществление мероприятий по реструктуризации кредитных организаций;
- создание и обеспечение функционирования рыночного саморегулируемого механизма смены неэффективных собственников в проблемных кредитных организациях;
- участие в формировании рынка активов кредитных организаций и активов их должников.
Для выполнения возложенных на него задач Агентство:
- принимает под свое управление в установленном законодательством порядке кредитные организации, в том числе путем приобретения контрольных пакетов акций (долей), принятия их в доверительное управление;
- осуществляет мероприятия по реструктуризации кредитных организаций, в отношении которых Агентство имеет возможность определять их решения, назначает менеджеров в кредитные организации, находящиеся под управлением Агентства;
- участвует в разработке и реализации планов реструктуризации кредитных организаций;
- в установленном законодательством порядке участвует в формировании органов управления кредитных организаций;
- привлекает необходимые финансовые средства для реализации мероприятий по реструктуризации кредитных организаций;
- приобретает, реализует и управляет активами реструктурируемых кредитных организаций, в том числе через привлекаемые специализированные организации;
- осуществляет посреднические операции с активами кредитных организаций;
- инициирует и участвует в процедурах банкротства и ликвидации кредитных организаций в порядке, предусмотренном законодательством;
- обращается в Банк России с предложениями о введении в реструктурируемые кредитные организации временных администраций, а также об отзыве (аннулировании) у них лицензии на осуществление банковских операций;
- инициирует проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности неплатежеспособных кредитных организаций соответствующими контролирующими органами и участвует в их проведении, а также привлекает для этих целей аудиторские организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- участвует в процедуре реструктуризации задолженности кредитных организаций, в том числе в качестве платежного агента по финансовым инструментам, выпущенным в счет реструктуризации задолженности кредитных организаций;
- создает и участвует в создании организаций, необходимых для выполнения задач и функций Агентства;
- получает в установленном законодательством порядке от Банка России, других государственных органов информацию, касающуюся состояния кредитных организаций и их активов;
О порядке предоставления информации территориальными учреждениями Банка России Агентству по реструктуризации кредитных организаций см. письмо ЦБР от 9 апреля 1999 г. N 125-Т
- осуществляет иные действия, направленные на выполнение поставленных перед Агентством задач.
Источниками финансирования деятельности Агентства являются:
- уставный капитал и фонды Агентства;
- средства бюджетов различных уровней;
- кредиты Банка России, предоставляемые в объемах и порядке, согласованных сторонами;
- средства международных финансовых организаций;
- прибыль Агентства и другие источники.
Агентство строит свои отношения с коммерческими и некоммерческими организациями и их объединениями, являющимися поставщиками товаров (работ, услуг), на основе добровольности, заинтересованности и взаимной выгоды.
Реализация мероприятий по реструктуризации действующих кредитных организаций осуществляется исходя из следующих основных подходов:
- Агентство принимает решения о дальнейшей деятельности реструктурируемых кредитных организаций на основе комплексного анализа их финансового положения, перспектив деятельности с учетом информации, полученной от кредитных организаций, в том числе о качестве их активов, размере собственных средств (капитала);
- Агентство оказывает финансовую помощь кредитным организациям при условии приобретения Агентством возможности определять решения, принимаемые кредитной организацией, в том числе путем приобретения ее контрольного пакета акций (долей);
- Агентство осуществляет сделки с кредитными организациями, в отношении которых Агентство не имеет возможности определять принимаемые ими решения, на рыночных условиях.
Агентство при реструктуризации кредитных организаций в приоритетном порядке работает с кредитными организациями, доля которых на рынке банковских услуг Российской Федерации или на рынке банковских услуг субъекта Российской Федерации является существенной.
Советом директоров АРКО (протокол N 4 от 20 марта 1999 г.) утверждены Критерии отбора кредитных организаций для проведения реструктуризации в приоритетном порядке
Оценка доли кредитной организации на рынке банковских услуг осуществляется на комплексной основе путем анализа доли кредитной организации в активах и пассивах кредитных организаций на территории Российской Федерации или на территории субъекта Российской Федерации, количества обслуживаемых кредитной организацией клиентов и разветвленности сети ее структурных подразделений по обслуживанию клиентов, а также путем сравнения с долями на рынке банковских услуг других кредитных организаций, действующих на данной территории.
Учредители (участники) кредитной организации вправе обращаться в Правительство Российской Федерации, Банк России с предложениями об участии Агентства в программе реструктуризации кредитной организации, которые при необходимости направляются на рассмотрение Агентства. При этом Агентство рассматривает такие предложения при условии указания в них учредителями (участниками) кредитной организации способа приобретения Агентством возможности определять решения, принимаемые кредитной организацией.
Приобретение Агентством возможности определять решения, принимаемые кредитной организацией, осуществляется на основании договора, заключаемого с учредителями (участниками) кредитной организации, самой кредитной организацией, а также на иных основаниях, предусмотренных федеральными законами.
Предложения об участии Агентства в программе реструктуризации кредитной организации рассматриваются Агентством при наличии у кредитной организации плана ее реструктуризации. Агентство вправе обращаться к руководству кредитной организации, ее учредителям (участникам) с предложениями о подготовке плана реструктуризации кредитной организации.
План реструктуризации подготавливается с учетом требований Агентства и должен предусматривать последовательное выполнение следующих задач:
1) восстановление ликвидности, в том числе ликвидация задержек исполнения расчетных (платежных) документов;
2) рекапитализация кредитной организации с целью достижения размера собственных средств, позволяющего выполнять пруденциальные нормы. При этом предусматривается создание в полном размере резервов на возможные потери по ссудам и обесценение ценных бумаг;
3) восстановление прибыльной деятельности кредитной организации.
В плане реструктуризации предусматриваются сроки достижения промежуточных целей с указанием ориентировочных показателей деятельности кредитных организаций.
При рассмотрении плана реструктуризации кредитной организации Агентство на основе информации и документов, полученных от Банка России, самой кредитной организации, аудиторских и других специализированных организаций, осуществляет анализ ее финансово-хозяйственной деятельности, соответствия кредитной организации требованиям, установленным Банком России, и возможности финансового оздоровления кредитной организации.
При этом принимаются во внимание меры, которые готовы предпринять Банк России, Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления в целях восстановления финансового положения кредитной организации.
При анализе деятельности кредитной организации особое внимание уделяется оценке возможности кредитной организации восстановить свою ликвидность, увеличить капитал до размера, позволяющего выполнять пруденциальные нормы, восстановить свою прибыльную деятельность. При этом оцениваются формы и размеры вложений денежных средств, позволяющие выполнить данные задачи, и величина возможных потерь для Агентства, если оно будет финансировать мероприятия по реструктуризации кредитной организации.
Агентство начинает финансирование мероприятий по реструктуризации кредитной организации только в том случае, если в совокупности соблюдаются следующие условия:
- собственные средства (капитал) имеет положительное значение;
- размер собственных средств (капитала) превышает уставный капитал;
- Агентство имеет возможность в силу преобладающего участия в ее уставном капитале или в соответствии с заключенными договорами определять решения, принимаемые кредитной организацией.
Условия о размере собственных средств (капитала) могут быть изменены в случае, если по оценке Агентства размер капитала кредитной организации может быть приведен в соответствие с вышеизложенными критериями в срок не более одного года.
Для достижения условий, предусматривающих финансирование мероприятий по реструктуризации кредитной организации, Агентство и кредитная организация могут использовать следующие процедуры:
- уменьшение уставного капитала кредитной организации до размера собственных средств (капитала);
- увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации, в том числе за счет увеличения уставного капитала;
- реструктуризацию обязательств кредитной организации, в том числе перед бюджетом, путем пролонгации сроков исполнения обязательств, изменения условий привлечения обязательств, прощения долга и т.п.;
- реструктуризацию активов кредитной организации;
- иные процедуры, направленные на восстановление финансового положения кредитной организации.
Агентство вправе отказаться от участия в реструктуризации кредитной организации при:
- несоответствии кредитной организации требованиям, установленным Агентством, в том числе если затраты на реструктуризацию кредитной организации будут признаны неоправданными с точки зрения экономической целесообразности, минимизации государственных расходов на реструктуризацию банковской системы;
- отсутствии у Агентства достаточных финансовых или иных ресурсов для осуществления реструктуризации кредитной организации.
Одним из важных направлений деятельности Агентства является работа с активами, приобретенными у кредитных организаций или переданными ими Агентству в управление.
Агентство приобретает активы, в том числе в виде имущественных комплексов, участвует при заключении сделок купли-продажи активов в качестве посредника, организует соответствующие "торговые площадки".
Активы приобретаются как у кредитных организаций, которые находятся под управлением Агентства, так и у других действующих и ликвидирующихся кредитных организаций. Для определения рыночной стоимости приобретаемого актива Агентство вправе в необходимых случаях привлекать независимых оценщиков.
Целью приобретения активов у кредитных организаций, находящихся под управлением Агентства, является реструктуризация кредитной организации в соответствии с согласованным планом реструктуризации.
Приобретение активов у других кредитных организаций осуществляется по их рыночной стоимости, тем самым будет обеспечиваться формирование рынка проблемных, низколиквидных банковских активов.
Целью приобретения активов у ликвидирующихся кредитных организаций является повышение эффективности ликвидационных процедур, сохранение имущественных комплексов ликвидируемых кредитных организаций. Агентство в тех случаях, когда оно является кредитором кредитных организаций, при необходимости инициирует рассмотрение дел об их банкротстве, а также участвует в ликвидационных процедурах. Приобретение активов у ликвидирующихся кредитных организаций осуществляется по их рыночной стоимости.
Задачей Агентства при управлении активами является повышение их стоимости и реализация при наличии соответствующих условий на рынках.
Для повышения рыночной стоимости активов Агентство может объединять их в пулы и реализовать на конкурсной основе.
Для управления активами Агентством могут создаваться специализированные организации (по видам активов, регионам, качеству, ликвидности и т.п.), которые в дальнейшем при необходимости реализуются заинтересованным инвесторам.
Агентство в случае невозможности финансового оздоровления кредитной организации, находящейся под ее управлением, обращается в Банк России с предложением об отзыве (аннулировании) у нее лицензии на осуществление банковских операций, принимает решение о ее ликвидации, формирует ликвидационную комиссию и участвует в ликвидационных процедурах.
Агентство в качестве кредитора кредитной организации вправе инициировать процедуры ее банкротства и участвовать в процессе банкротства, в том числе путем предложения кандидатур конкурсных управляющих.
Деятельность Агентства также направлена на повышение эффективности ликвидационных процедур в других кредитных организациях, у которых отозвана лицензия. Агентство приобретает активы у ликвидируемых кредитных организаций, в том числе в виде имущественного комплекса, оказывает комплексное содействие ликвидационным комиссиям, арбитражным управляющим.
После принятия федерального закона, регламентирующего деятельность Агентства, оно может участвовать в ликвидации кредитной организации в качестве ликвидатора.
См. Федеральный закон от 8 июля 1999 г. N 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций"
Формирование рынка проблемных, низколиквидных активов способствует повышению эффективности ликвидационных процедур, ускорению формирования конкурсной массы, необходимой для расчетов с кредиторами.
Кроме того, Агентство может представлять интересы Правительства Российской Федерации, Банка России при ликвидации кредитных организаций, являющихся их должниками, что будет регулироваться соответствующими соглашениями.
Деятельность Агентства можно условно разделить на несколько этапов.
На первом этапе формируется организационная структура Агентства, осуществляется подбор персонала, проводится анализ ситуации в банковской сфере с целью уточнения круга кредитных организаций, нуждающихся в реструктуризации. Формируется правовая, информационная и материально-техническая база деятельности Агентства; вырабатывается методология реструктуризации кредитных организаций и проводится ее внедрение на примере конкретных кредитных организаций.
На втором этапе Агентство осуществляет активную работу по реструктуризации кредитных организаций, проводит анализ предложений и инициативный поиск кредитных организаций, подлежащих реструктуризации, увеличивает число кредитных организаций, с которыми проводится работа по их реструктуризации, расширяет спектр применяемых технологий реструктуризации кредитных организаций, осуществляет привлечение дополнительных финансовых ресурсов, в том числе международных финансовых организаций.
В рамках третьего этапа Агентство проводит масштабную, системную реструктуризацию кредитных организаций с использованием комплексных технологий. Восстанавливается прибыльная деятельность реструктурируемых кредитных организаций, они переориентируются на работу с реальным сектором экономики. Повышается стоимость активов, находящихся в управлении Агентства. На данном этапе Агентство осуществляет активную продажу реструктурированных кредитных организаций.
В дальнейшем деятельность Агентства будет определяться решениями его учредителей в зависимости от результатов, достигнутых на предыдущих этапах, и состояния банковской системы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основные положения программы деятельности агентства по реструктуризации кредитных организаций (Одобрено Советом директоров Агентства по реструктуризации кредитных организаций Протокол N 2 от 2 марта 1999 г.)
Текст Основных положений опубликован в "Вестнике Банка России" от 19 апреля 1999 г., N 25
Настоящие Основные положения деятельности Агентства фактически прекратили действие в связи с тем, что Федеральным законом от 28 июля 2004 г. N 87-ФЗ Агентство по реструктуризации кредитных организаций ликвидировано