Критерии отбора кредитных организаций для проведения
реструктуризации в приоритетном порядке
(утв. Советом директоров Агентства по реструктуризации кредитных организаций Протокол N 4 от 20 марта 1999 г.)
Настоящие Критерии отбора фактически прекратили действие в связи с тем, что Федеральным законом от 28 июля 2004 г. N 87-ФЗ Агентство по реструктуризации кредитных организаций ликвидировано
Согласно разделу II "Программы" деятельность Агентства по реструктуризации кредитных организаций (далее - АРКО) направлена на практическую реализацию государственной политики по реструктуризации банковской системы Российской Федерации. Это обусловливает основные цели его деятельности: способствовать преодолению кризиса банковской системы, восстановлению ее способности в полной мере обеспечивать выполнение своих базовых функций - осуществления платежей и расчетов, предоставления кредитов субъектам экономики, аккумуляции и обеспечения сохранности денежных средств юридических лиц и населения.
Успешное решение поставленных перед АРКО задач возможно только при тесном взаимодействии с Правительством Российской Федерации и Банком России. В частности, для анализа сложившейся в банковском секторе ситуации необходима информационная и аналитическая поддержка Банка России, а для успешного проведения процедуры реструктуризации - его содействие в разработке и внедрении индивидуального порядка надзора за реструктурируемыми кредитными организациями.
Анализ предоставленных Банком России материалов показал, что, учитывая глубину проблем, поразивших российскую банковскую систему, а также количество действующих кредитных организаций, необходимо сформулировать критерии отбора банков, на которые следует обратить усилия Агентства в первую очередь. Данный подход важен с точки зрения ускорения сроков начала работы Агентства, а также имеет непосредственное значение для успешности его работы.
Сложность формализации указанных критериев требует применения многоуровневых процедур отбора. Учитывая, что основным показателем наличия проблем функционирования кредитных организаций является прекращение осуществления ими расчетно-кассового обслуживания клиентов в нормальном режиме, возникновение картотек к корреспондентскому счету, большая часть которых является платежами в бюджеты разных уровней, представляется целесообразным следующий подход к отбору:
1-й уровень. Определение регионов, в которых сложилась наиболее неблагоприятная обстановка в финансово-банковском секторе с точки зрения разрушения платежно-расчетной системы и которые существенным образом влияют на возникновение проблем в платежной системе страны.
2-й уровень. Выделение кредитных организаций, генерирующих основные платежные проблемы региона. Анализ их финансового состояния.
3-й уровень. Выделение кредитных организаций, реструктуризация которых позволит восстановить платежно-расчетную систему региона.
Критерии отбора
Летний кризис отрицательным образом повлиял как на банковскую систему страны в целом, так и на банковские системы отдельных регионов. В приоритетном порядке требуют оздоровления банковские системы регионов, в которых:
- из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах местных банков оказались "замороженными" существенные объемы средств юридических и физических лиц - клиентов местных банков;
- средства, списанные со счетов клиентов, но не отправленные в силу отсутствия средств на корреспондентских счетах местных банков, занимают значимую долю в проблеме платежей по стране в целом;
- средства, списанные со счетов клиентов, но не отправленные в силу отсутствия средств на корреспондентских счетах местных банков, преимущественно состоят из платежей в бюджеты разных уровней;
- за исключением банков, имеющих финансовые трудности, отсутствуют другие банки (кроме СБ РФ), способные осуществлять банковское обслуживание региона.
Для определения степени проблемности регионов и выделения регионов, в которых оздоровление банковской системы требуется в приоритетном порядке, применяется следующая
Процедура отбора
1. Определяется суммарный объем картотек к корреспондентским счетам банков, действующих в регионе и не оплаченных из-за недостатка средств на корреспондентском счете платежных документов клиентов (далее по тексту: ППР - платежная проблема региона).
2. Определяется доля ППР в общем объеме привлеченных ресурсов кредитных организаций региона. Производится ранжировка регионов в порядке убывания полученного значения соотношения.
3. Определяется доля ППР региона в общем объеме "платежной проблемы" по стране. Производится ранжировка регионов в порядке убывания полученного значения.
4. Суммируются места каждого из регионов в ранжировке 1 и ранжировке 2. Производится ранжировка 3 в порядке возрастания суммы мест (т.е. от минимальной суммы к максимальной). Таким образом определены регионы, в которых сложилась наиболее неблагоприятная ситуация с точки зрения проведения расчетов и которые имеют существенные доли в общей платежной проблеме страны.
5. Производится анализ значимости банков, создающих основные проблемы для функционирования банковской системы региона. В случае, если суммарная очищенная валюта баланса* проблемных банков составляет менее 30% общей очищенной валюты баланса банков региона (в Приложении 1 отмечены штриховкой), такие регионы следует исключать из первоочередного рассмотрения, так как это означает, что в регионе имеется банковская сеть, способная осуществлять банковское обслуживание, несмотря на то что в проблемных банках "заморожена" существенная доля клиентских средств.
Критерии отбора кредитных организаций, реструктуризация которых
позволит восстановить платежно-расчетную систему региона
АРКО принимает к рассмотрению ходатайства об участии в программе реструктуризации кредитных организаций, отвечающих следующим критериям:
1. Объем привлеченных средств юридических и физических лиц резидентов РФ не менее 10% суммы привлеченных средств региональных банков.
2. Доля кредитов в хозяйство не менее 30% валюты баланса банка.
3. Согласие акционеров банка на приобретение АРКО возможности определять решения, принимаемые кредитной организацией, в том числе путем приобретения пакета ее акций.
4. Способность осуществлять текущие налоговые платежи при условии предоставления отсрочки в соответствии с действующим налоговым законодательством.
Будут учитываться следующие факторы:
- Наличие в банке значительной доли обслуживаемых (в том числе "замороженных") счетов бюджета в общем объеме бюджетных потоков региона.
- Наличие в банке значительного (более 25%) участия администрации региона в акционерном капитале реструктурируемых банков.
- Наличие доброй воли администрации региона на рассмотрение и принятие различных схем реструктуризации задолженности перед местным бюджетом и помощь администрации в переговорах по реструктуризации аналогичной задолженности перед федеральным бюджетом.
- Согласие администрации области на предоставление гарантийных писем при получении от АРКО целевого финансирования.
- Возможность укрепления и расширения клиентской базы, в том числе за счет увеличения бюджетных потоков.
При рассмотрении ходатайств об участии в реструктуризации кредитных организаций, отвечающих вышеуказанным критериям, принципы регионального подхода, рассмотренного в пункте "Процедура отбора регионов", являются приоритетными.
См. Регламент рассмотрения ходатайств о реструктуризации кредитных организаций (утв. Советом директоров АРКО, протокол N 4 от 20 марта 1999 г.)
----------------------------------------------
* Очищенная валюта баланса - валюта баланса, скорректированная на взаимосворачивающиеся счета, не относящиеся к требованиям или обязательствам кредитной организации и не влияющие на ее финансовое состояние.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Критерии отбора кредитных организаций для проведения реструктуризации в приоритетном порядке (утв. Советом директоров Агентства по реструктуризации кредитных организаций Протокол N 4 от 20 марта 1999 г.)
Текст документа опубликован в "Вестнике Банка России" от 19 апреля 1999 г., N 25
Настоящие Критерии отбора фактически прекратили действие в связи с тем, что Федеральным законом от 28 июля 2004 г. N 87-ФЗ Агентство по реструктуризации кредитных организаций ликвидировано