Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Глава 2. Расчетные документы, порядок их заполнения, представления, отзыва и возврата

Глава 2. Расчетные документы, порядок их заполнения, представления, отзыва и возврата

 

Информация об изменениях:

Указанием ЦБР от 12 декабря 2011 г. N 2749-У в пункт 2.1 главы 2 части I настоящего Положения внесены изменения, вступающие в силу с 29 декабря 2011 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

2.1. Банки осуществляют безналичные расчеты по счетам на основании расчетных документов.

Информация об изменениях:

Указанием ЦБР от 12 декабря 2011 г. N 2749-У в пункт 2.2 главы 2 части I настоящего Положения внесены изменения, вступающие в силу с 29 декабря 2011 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

2.2. Расчетный документ представляет собой:

- распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;

- распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).

2.3. При осуществлении безналичных расчетов в формах, предусмотренных в пункте 1.2 настоящей части Положения, используются следующие расчетные документы:

в) чеки;

ГАРАНТ:

О некоторых вопросах возникающих при организации чекового обращения кредитными организациями см. письмо ЦБР от 23 апреля 2002 г. N 08-17/1412

 

2.4. Расчетные документы на бумажном носителе оформляются на бланках документов, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации (далее - ОКУД) ОК 011-93 (класс "Унифицированная система банковской документации"). Форматы расчетных документов приведены в приложениях 1, 5, 9, 13 к настоящему Положению.

2.5. Бланки расчетных документов изготавливаются в типографии или с использованием электронно-вычислительных машин.

2.6. Допускается использование копий бланков расчетных документов, полученных на множительной технике, при условии, если копирование производится без искажений.

2.7. Размеры полей бланков расчетных документов указаны в приложениях 2, 6, 10, 14 к настоящему Положению. Отклонения от установленных размеров могут составлять не более 5 мм при условии сохранения их расположения и размещения бланков расчетных документов на листе формата А4. Оборотные стороны бланков расчетных документов должны оставаться чистыми.

2.8. Расчетные документы на бумажном носителе заполняются с применением пишущих или электронно-вычислительных машин шрифтом черного цвета, за исключением чеков, которые заполняются ручками с пастой, чернилами черного, синего или фиолетового цвета (допускается заполнение чеков на пишущей машинке шрифтом черного цвета). Подписи на расчетных документах проставляются ручкой с пастой или чернилами черного, синего или фиолетового цвета. Оттиск печати и оттиск штампа банка, проставляемые на расчетных документах, должны быть четкими.

2.9. Поля, отведенные для проставления значений каждого из реквизитов в расчетных документах, обозначены номерами в приложениях 3, 7, 11, 15 к настоящему Положению.

При заполнении расчетных документов не допускается выход текстовых и цифровых значений реквизитов за пределы полей, отведенных для их проставления. Значения реквизитов должны читаться без затруднения.

Подписи, печати и штампы должны проставляться в предназначенных для них полях бланков расчетных документов.

Информация об изменениях:

Указанием ЦБР от 12 декабря 2011 г. N 2749-У в пункт 2.10 главы 2 части I настоящего Положения внесены изменения, вступающие в силу с 29 декабря 2011 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

2.10. Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты (с учетом особенностей форм и порядка осуществления безналичных расчетов):

а) наименование расчетного документа и код формы по ОКУД ОК 011-93;

б) номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;

в) вид платежа;

г) наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) или код иностранной организации (КИО);

д) наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;

е) наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

ж) наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;

з) назначение платежа. Налог, подлежащий уплате, выделяется в расчетном документе отдельной строкой (в противном случае должно быть указание на то, что налог не уплачивается). Особенности указания назначения платежа применительно к отдельным видам расчетных документов регулируются соответствующими главами и пунктами Положения;

и) сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;

к) очередность платежа;

л) вид операции в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в Банке России и кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации;

м) подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) и оттиск печати (в установленных случаях).

Поля "Плательщик", "Получатель", "Назначение платежа", "ИНН" (ИНН плательщика), "ИНН" (ИНН получателя), а также поля 101-110 в расчетных документах на перечисление и взыскание налоговых и иных обязательных платежей, заполняются с учетом требований, установленных Федеральной налоговой службой, Министерством финансов Российской Федерации и Федеральной таможенной службой в нормативных правовых актах, принятых совместно или по согласованию с Банком России.

Согласно Указанию ЦБР от 6 октября 2008 г. N 2086-У с 15 мая 2009 г. при заполнении полей в дополнение к допустимым символам разрешается использовать символы "", "" и ""

Порядок заполнения значений реквизитов расчетных документов приведен в приложениях 4, 8, 12, 16 к настоящему Положению.

Поля, реквизиты которых не имеют значений, остаются незаполненными.

2.11. Исправления, помарки и подчистки, а также использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допускаются.

2.12. Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки.

2.13. Расчетные документы предъявляются в банк в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. Все экземпляры расчетного документа должны быть заполнены идентично.

Второй и последующие экземпляры расчетных документов могут быть изготовлены с использованием копировальной бумаги, множительной техники или электронно-вычислительных машин.

2.14. Расчетные документы принимаются банками к исполнению при наличии на первом экземпляре (кроме чеков) двух подписей (первой и второй) лиц, имеющих право подписывать расчетные документы, или одной подписи (при отсутствии в штате организации лица, которому может быть предоставлено право второй подписи) и оттиска печати (кроме чеков), заявленных в карточке с образцами подписей и оттиска печати. По операциям, осуществляемым филиалами, представительствами, отделениями от имени юридического лица, расчетные документы подписываются лицами, уполномоченными этим юридическим лицом.

В рамках применяемых форм безналичных расчетов допускается использование аналогов собственноручной подписи в соответствии с требованиями законодательства и нормативных актов Банка России.

2.15. Утратил силу с 29 декабря 2011 г.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 2.15 главы 2 части I

 

Информация об изменениях:

Указанием ЦБР от 22 января 2008 г. N 1964-У в пункт 2.16 настоящего Положения внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

 

2.16. При приеме банком расчетных документов осуществляется их проверка в соответствии с требованиями, установленными правилами ведения бухгалтерского учета и настоящей частью Положения, а также контроль на наличие в расчетных документах информации о плательщике, установленной законодательством. Расчетные документы, в которых указана информация в поле 101, подлежат проверке на обязательное указание информации в полях 102-110. Расчетные документы, оформленные с нарушением установленных требований, приему не подлежат.

ГАРАНТ:

О проведении работ по обеспечению правильного оформления расчетных документов см. письмо МНС РФ от 23 сентября 2004 г. N 10-0-07/4565@

 

Списание банком денежных средств со счета производится на основании первого экземпляра расчетного документа.

Информация об изменениях:

Указанием ЦБР от 12 декабря 2011 г. N 2749-У в пункт 2.17 главы 2 части I настоящего Положения внесены изменения, вступающие в силу с 29 декабря 2011 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

2.17. Плательщики вправе отозвать свои платежные поручения, получатели средств (взыскатели) - платежные требования, инкассовые поручения, не оплаченные из-за недостаточности средств на счете клиента и помещенные в картотеку по внебалансовому счету N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок".

Неисполненные расчетные документы могут быть отозваны из картотеки в полной сумме, частично исполненные - в сумме остатка.

Частичный отзыв сумм по расчетным документам не допускается.

2.18. Отзыв расчетных документов осуществляется на основании представленного в банк заявления клиента, составленного в двух экземплярах в произвольной форме, с указанием реквизитов, необходимых для осуществления отзыва, включая номер, дату составления, сумму расчетного документа, наименование плательщика или получателя средств (взыскателя).

Оба экземпляра заявления на отзыв подписываются от имени клиента лицами, имеющими право подписи расчетных документов, заверяются оттиском печати и представляются в банк, обслуживающий плательщика, - по платежным поручениям или получателя средств (взыскателя) - по платежным требованиям и инкассовым поручениям. Один экземпляр заявления на отзыв помещается в документы дня банка, второй возвращается клиенту в качестве расписки в получении заявления на отзыв.

Банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя), осуществляет отзыв платежных требований и инкассовых поручений путем направления в банк плательщика письменного заявления, составленного на основании заявления клиента.

Информация об изменениях:

Указанием ЦБР от 12 декабря 2011 г. N 2749-У в пункт 2.19 главы 2 части I настоящего Положения внесены изменения, вступающие в силу с 29 декабря 2011 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

2.19. Отозванные платежные поручения возвращаются банками плательщикам; платежные требования, инкассовые поручения - получателям средств (взыскателям) после их поступления от банков, обслуживающих плательщиков.

Информация об изменениях:

Указанием ЦБР от 12 декабря 2011 г. N 2749-У в пункт 2.20 главы 2 части I настоящего Положения внесены изменения, вступающие в силу с 29 декабря 2011 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

2.20. Возврат расчетных документов из картотеки по внебалансовому счету N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок" в случае закрытия счета клиента осуществляется в следующем порядке.

Платежные поручения возвращаются плательщику.

Платежные требования, инкассовые поручения возвращаются получателям средств (взыскателям) через обслуживающий их банк с указанием даты закрытия счета.

При возврате расчетных документов банком составляется их опись, подлежащая хранению вместе с юридическим делом клиента, счет которого закрывается.

При невозможности возврата платежных требований и инкассовых поручений в случае ликвидации банка получателя (взыскателя) или отсутствия информации о местонахождении получателя средств (взыскателя) они подлежат хранению вместе с юридическим делом клиента, счет которого закрывается.

2.21. При возврате принятых, но не исполненных по тем или иным причинам расчетных документов отметки банков, подтверждающие их прием к исполнению, перечеркиваются соответствующим банком. На оборотной стороне первого экземпляра платежного требования и инкассового поручения делается отметка о причине возврата, проставляются дата возврата, штамп банка, а также подписи ответственного исполнителя и контролирующего работника. В журнале регистрации платежных требований и инкассовых поручений делается запись с указанием даты возврата.