Приложение
Порядок
расчета тарифов на перевозки грузов в привлеченных вагонах и правила их применения
См. Регламент исполнения в ОАО "РЖД" настоящего Порядка, утвержденный распоряжением ОАО "РЖД" от 16 января 2012 г. N 32р
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок расчета тарифов на перевозки грузов в привлеченных вагонах и правила их применения (далее - Порядок) разработан в целях реализации пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2011 N 1051 "О порядке привлечения открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" железнодорожного подвижного состава для перевозок грузов и об установлении особого порядка ценообразования на перевозки грузов в указанном подвижном составе", а также на основании постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 32, ст. 4051).
2. Порядок предназначен для использования открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") при определении тарифов на перевозки грузов в привлеченных ОАО "РЖД" полувагонах универсального типа (далее - привлеченные вагоны) открытого акционерного общества "Вторая грузовая компания" (далее - ОАО "ВГК"), а также иных собственников железнодорожного подвижного состава, привлекаемых на основании аукциона или публичной оферты, эксплуатируемых на территории Российской Федерации в соответствии с условиями и правилами перевозок, установленными для вагонов общего парка.
3. Настоящий Порядок определяет основные положения по определению ОАО "РЖД" тарифов на перевозку грузов в привлеченных вагонах, включая расчет ставок платы за использование привлеченных вагонов на основе формулы цены, параметры которой определяются с учетом нормативных показателей использования полувагонов универсального типа и условий (цены) их привлечения в аренду, а также порядок объявления ОАО "РЖД" ставок платы за перевозку грузов в привлеченных вагонах*.
См. эксплуатационные и стоимостные показатели, используемые для расчета ставок платы за использование привлеченных полувагонов, а также ставки данной платы, утвержденные протоколом заседания правления ОАО "РЖД" от 23 января 2012 г. N 2
II. Порядок определения и правила применения тарифов на перевозки грузов в привлеченных вагонах
4. Тариф на перевозку грузов в привлеченных вагонах определяется по следующим правилам:
4.1. При перевозках грузов по инфраструктуре ОАО "РЖД" во всех видах сообщения (за исключением транзита), в случае если тарификация перевозки в вагонах общего парка производится по ставкам и правилам раздела 2 части I Прейскуранта 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", утвержденного постановлением ФЭК России от 17.06.2003 N 47-т/5 (зарегистрировано Минюстом России 09 июля 2003 года, регистрационный N 4882), с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением ФЭК России от 21 октября 2003 года N 85-т/1 (зарегистрировано Минюстом России 31 декабря 2003 года, регистрационный N 5374); приказами ФСТ России от 14 сентября 2004 года N 71-т/1 (зарегистрировано Минюстом России 20 октября 2004 года, регистрационный N 6075); от 26 октября 2004 года N 140-т/1 (зарегистрировано Минюстом России 02 декабря 2004 года, регистрационный N 6163); от 26 октября 2004 года N 141-т/2 (зарегистрировано Минюстом России 07 декабря 2004 года, регистрационный N 6174); от 16 декабря 2004 года N 295-т/4 (зарегистрировано Минюстом России 17 декабря 2004 года, регистрационный N 6202); от 29 декабря 2004 года N 422-т/2 (зарегистрировано Минюстом России 18 января 2005 года, регистрационный N 6273); от 17 мая 2005 года N 204-т/5 (зарегистрировано Минюстом России 06 июня 2005 года, регистрационный N 6685); от 13 декабря 2005 года N 617-т/5 (зарегистрировано Минюстом России 20 декабря 2005 года, регистрационный N 7287); от 18 апреля 2006 года N 79-т/2 (зарегистрировано Минюстом России 18 мая 2006 года, регистрационный N 7851); от 25 апреля 2006 года N 83-т/2 (зарегистрировано Минюстом России 19 мая 2006 года, регистрационный N 7858); от 25 апреля 2006 года N 84-т/3 (зарегистрировано Минюстом России 19 мая 2006 года, регистрационный N 7867); от 19 июня 2006 года N 129-т/2 (зарегистрировано Минюстом России 17 июля 2006 года, регистрационный N 8080); от 19 июня 2006 года N 133-т/6 (зарегистрировано Минюстом России 19 июня 2006 года, регистрационный N 7936); от 09 декабря 2006 года N 355-т/6 (зарегистрировано Минюстом России 18 декабря 2006 года, регистрационный N 8627); от 04 декабря 2007 года N 410-т/6 (зарегистрировано Минюстом России 14 декабря 2007 года, регистрационный N 10721); от 25 апреля 2008 года N 83-т/1 (зарегистрировано Минюстом России 06 мая 2008 года, регистрационный N 11627); от 24 декабря 2008 года N 462-т/3 (зарегистрировано Минюстом России 29 декабря 2008 года, регистрационный N 13028); от 30 декабря 2008 года N 474-т/1 (зарегистрировано Минюстом России 30 декабря 2008 года, регистрационный N 13053); от 14 августа 2009 года N 188-т/1 (зарегистрировано Минюстом России 21 октября 2009 года, регистрационный N 15080); от 24 декабря 2009 года N 497-т/1 (зарегистрировано Минюстом России 13 января 2010 года, регистрационный N 15954); от 27 февраля 2010 года N 28-т/1 (зарегистрировано Минюстом России 24 марта 2010 года, регистрационный N 16710), от 07 декабря 2010 года N 388-т/3 (зарегистрировано Минюстом России 16 декабря 2010 года, регистрационный N 19203), от 20 мая 2011 года N 104-т/1 (зарегистрировано Минюстом России 28 июня 2011 года, регистрационный N 21205), от 29 июля 2011 года N 182-т/1 (зарегистрировано Минюстом России 03 октября 2011 года, регистрационный N 21961), от 06 декабря 2011 года N 318-т/3 (зарегистрировано Минюстом России 14 декабря 2011 г., регистрационный N 22607) (далее - Прейскурант N 10-01), как сумма:
платы за использование инфраструктуры и локомотивов ОАО "РЖД", определенной по действующим правилам и ставкам раздела 2 части I Прейскуранта N 10-01 при перевозках грузов в вагонах общего парка с учетом действующих исключительных тарифов;
платы за использование привлеченных вагонов, определенной по правилам, изложенным в главе III настоящего Порядка.
4.2. При перевозках грузов по инфраструктуре ОАО "РЖД" в международном сообщении через пограничные передаточные станции Российской Федерации (кроме транзита), в случае если тарификация перевозки в вагонах общего парка производится по правилам и ставкам раздела 3 части I Прейскуранта N 10-01, по действующим тарифам раздела 3 части I Прейскуранта N 10-01 при перевозках грузов в вагонах общего парка с учетом действующих исключительных тарифов.
4.3. При перевозках грузов по инфраструктуре открытого акционерного общества "АК "Железные дороги Якутии" (далее - ОАО "АК "ЖДЯ") во всех видах сообщения как сумма:
платы за использование инфраструктуры и локомотивов ОАО "АК "ЖДЯ", определенной по действующим правилам приложения к приказу ФСТ России от 23 октября 2007 года N 263-т/1 "Об утверждении тарифов, сборов и платы за услуги, связанные с перевозкой грузов и предоставлением услуг инфраструктуры, выполняемые ОАО "АК "Железные дороги Якутии", и правил их применения (Тарифное руководство)" (зарегистрировано Минюстом России 07 декабря 2007 г., регистрационный N 10657), с изменениями и дополнениями, внесенными приказом ФСТ России от 06 декабря 2011 года N 322-т/7 (зарегистрировано Минюстом России 14 декабря 2011 г., регистрационный N 22612), с учетом действующих исключительных тарифов;
платы за использование привлеченных вагонов, определенной по правилам, изложенным в главе III настоящего Порядка.
5. При перевозке грузов в привлеченных вагонах с/на инфраструктуру ОАО "РЖД" на/с инфраструктуры ОАО "АК "ЖДЯ" в случаях, указанных в подпунктах 4.1. и 4.3. настоящего Порядка, плата за использование привлеченных вагонов определяется по правилам, изложенным в главе III настоящего Порядка за суммарное расстояние перевозки по инфраструктуре ОАО "РЖД" и ОАО "АК "ЖДЯ".
6. Ставки платы за использование привлеченных вагонов рассчитываются за один вагон и не зависят от наименования груза, загрузки вагона вида отправки (повагонная, групповая, маршрутная) и применяемой технологии перевозки (сборный поезд, технический и отправительский маршрут).
7. Тариф на перевозку грузов в привлеченных вагонах, округляется с точностью до рубля. При этом 50 и более копеек округляются до рубля в сторону увеличения, а менее 50 копеек отбрасываются.
8. Индексация тарифа на перевозку грузов в привлеченных вагонах осуществляется по следующим правилам:
в части платы за использование инфраструктуры и локомотивов ОАО "РЖД" и ОАО "АК "ЖДЯ" - в соответствии с индексом изменения тарифов на грузовые железнодорожные перевозки на очередной период регулирования, предусмотренных прогнозом социально-экономического # Российской Федерации на соответствующий период регулирования;
в части платы за использование привлеченных вагонов - в соответствии с положениями главы III настоящего Порядка.
lll. Определение стоимости услуг по использованию привлеченных вагонов
9. Определение базовых ставок платы за использование вагонов () осуществляется с учетом стоимости привлечения вагонов, сформированной на базе затрат ОАО "ВГК" по их содержанию (без учета стоимости проведения текущего отцепочного ремонта), затрат на проведение текущего отцепочного ремонта вагонов, затрат, связанных с подготовкой вагонов под погрузку грузов в соответствии со следующей формулой:
, (1)
где:
- ставка платы за использование вагонов в части начально-конечных операций, руб./вагон;
- ставка платы за использование вагонов в части движенческих операций, руб./вагон.
10. Ставка платы за использование вагонов в части начально-конечных операций
() определяется в соответствии со следующей формулой:
, (2)
где:
- стоимость привлечения вагона, определяемая в соответствии с пунктом 13 Порядка, руб./ваг./сут.;
- удельные затраты по текущему отцепочному ремонту вагонов, руб./ваг./сут.;
- среднее время, необходимое для выполнения начально-конечных операций (операций по отправлению и прибытию вагонов) на местах общего пользования, сут.;
- сумма прочих затрат на выполнение начально-конечных операций, связанных с отправлением и приемом груза, руб./ваг.;
- коэффициент резерва подвижного состава, учитывающий нахождение (время простоя) вагонов в нерабочем парке при проведении текущих ремонтов.
11. Ставка платы за использование вагонов в части движенческих операций () определяется в соответствии со следующей формулой:
, (3)
где:
- расчетное тарифное расстояние перевозки, определяемое исходя из тарифного расстояния перевозки в соответствии с приложением 1 к Порядку, км;
- средняя скорость продвижения вагона, определяемая в зависимости от тарифного расстояния перевозки в соответствии с приложением 1 к Порядку, км/сут;
- коэффициент порожнего пробега вагонов, отражающий соотношение дальности перевозки привлеченных вагонов в порожнем рейсе по отношению к дальности перевозки в груженом рейсе (если по условиям договора пробег вагона в/из ремонта оплачивается ОАО "ВГК", то данный показатель корректируется путем исключения из расчетной базы определения дальности перевозки в порожнем рейсе порожнего пробега привлеченного вагона в/из плановых видов ремонтов);
- коэффициент, учитывающий разрыв между эксплуатационными и тарифными тонно-километрами.
12. Стоимость привлечения вагонов (), учитываемая в базовой ставке платы за использование привлеченных вагонов, определяется исходя из размера затрат ОАО "ВГК" на содержание данного подвижного состава с учетом структуры привлекаемого парка (собственные вагоны или вагоны, приобретенные в лизинг), по отчетным данным за первые три квартала базисного финансового года, и прогноза указанных затрат на четвертый квартал данного периода, приведенные, в случае установления ставки платы на последующий период, к условиям данного периода в порядке, указанном в пункте 14 настоящего Порядка, а также нормы рентабельности, установленной к расходам ОАО "ВГК" на соответствующий период регулирования на уровне, не превышающем 15%.
Привлечение вагонов иных собственников железнодорожного подвижного состава осуществляется по стоимости привлечения, сформированной по результатам аукциона или публичной оферты, но не выше стоимости привлечения вагонов ОАО "ВГК".
Стоимость привлечения вагонов () учитывает структуру привлекаемого парка полувагонов (сложившегося на период формирования базовых ставок платы за использование привлеченных вагонов) по его стоимостным и количественным характеристикам и определяется по следующей формуле:
, (4)
где:
+ - стоимость привлечения вагонов, находящихся в собственности ОАО "ВГК", руб./ваг./сутки;
- стоимость привлечения вагонов, приобретенных ОАО "ВГК" в лизинг, руб./ваг./сутки;
m - количество привлеченных вагонов, находящихся в собственности ОАО "ВГК";
n - количество привлеченных вагонов, приобретенных ОАО "ВГК" в лизинг.
12.1. Стоимость привлечения вагонов, находящихся в собственности ОАО "ВГК", определяется на основе затрат ОАО "ВГК", включающих прямые производственные затраты (затраты на амортизацию вагонов, деповской и капитальный ремонты, затраты на проведение технического диагностирования вагонов, страхование вагонов), общехозяйственные затраты, платежи по налогу на имущество.
Расчет стоимости привлечения вагонов, находящихся в собственности ОАО "ВГК"
(), осуществляется по следующей формуле:
, (5)
где:
- затраты на амортизацию передаваемых привлеченных вагонов, руб./ваг.;
Р - затраты на капитальный и деповской ремонты, затраты на проведение технического диагностирования вагонов и прочие сопутствующие затраты, руб./ваг.;
П - затраты на передислокацию вагонов в ремонт (включаются в стоимость привлечения при условии, что в соответствии с заключаемыми договорами между ОАО "РЖД" и ОАО "ВГК" данные расходы несет ОАО "ВГК" и они не учитываются при определении коэффициента порожнего пробега общего парка), руб./ваг.;
- затраты на оплату налога на имущество, руб./ваг.;
- коэффициент резерва подвижного состава, учитывающий нахождение (время простоя) вагонов в нерабочем парке при проведении диагностических операций и плановых видов ремонта (применяется в случае, если по условиям договора ОАО "ВГК" с ОАО "РЖД" по передаче привлеченных вагонов в привлеченный парк, плата за использование привлеченного подвижного состава оплачивается ОАО "ВГК" только за время его нахождения в рабочем парке и при проведении текущих ремонтов и текущего обслуживания);
- затраты на страхование имущества, руб./ваг.;
ОХР - общехозяйственные расходы учитываемые в структуре стоимости привлечения в доле, не превышающей 30% от прямых производственных затрат, руб./ваг.;
r - норма рентабельности, установленная к расходам ОАО "ВГК" на соответствующий период регулирования на уровне, не превышающем 15%.
12.2. Стоимость привлечения ОАО "РЖД" вагонов, приобретенных ОАО "ВГК" в лизинг, определяется на основе затрат ОАО "ВГК", включающих лизинговые платежи, производственные расходы и налоги, не учитываемые в структуре лизинговых платежей, общехозяйственные затраты.
Расчет стоимости привлечения ОАО "РЖД" вагонов, приобретенных ОАО "ВГК" в лизинг (), осуществляется по следующей формуле:
, (6)
где:
- затраты по оплате лизинговых платежей, руб./вагон;
- прочие производственные расходы, не учитываемые в структуре лизинговых платежей, руб./вагон;
- затраты по оплате налогов, не учитываемые в структуре лизинговых платежей, руб./вагон;
- общехозяйственные расходы, учитываемые в структуре стоимости привлечения в доле, не превышающей 30% от суммы лизинговых платежей и прямых производственных затрат, руб./вагон.
13. Эксплуатационные показатели, используемые для расчета ставок платы за использование вагонов на очередной период регулирования, включая среднее время, необходимое для выполнения начально-конечных операций (), коэффициент резерва подвижного состава (), расчетное тарифное расстояние перевозки (), среднюю скорость продвижения вагона (), коэффициент порожнего пробега вагонов (), коэффициент, учитывающий разрыв между эксплуатационными и тарифными тонно-километрами (), приведены в приложении 2 к настоящему Порядку.
Среднее время, необходимое для выполнения начально-конечных операций (), коэффициент, учитывающий разрыв между эксплуатационными и тарифными тонно-километрами (), расчетное тарифное расстояние перевозки (), средняя скорость продвижения вагона (), коэффициент порожнего пробега вагонов (), определяются на базе нормативных значений эксплуатационных показателей. Коэффициент резерва подвижного состава при нахождении вагона в текущем отцепочном ремонте () и коэффициент резерва подвижного состава при нахождении вагона в плановых видах ремонта () определяются расчетным путем по фактическим показателям на каждый период регулирования. Для определения данных эксплуатационных показателей используются отчетные данные ОАО "РЖД" и ОАО "ВГК" за четвертый квартал предыдущего года и первые три квартала текущего года.
14. Стоимостные показатели, приведенные в формулах (2), (3), (5), (6), включая удельные затраты по текущему ремонту вагонов, сумму прочих затрат на выполнение начально-конечных операций, связанных с отправлением и приемом груза, затраты на капитальный и деповской ремонты, техническое диагностирование, общехозяйственные расходы, прочие производственные расходы, не учитываемые в структуре лизинговых платежей, на очередной период регулирования определяются в размерах и с периодичностью, предусмотренными приложением 3 к настоящему Порядку - путем индексации указанных затрат текущего периода на соответствующие индексы, предусмотренные прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период регулирования.
Затраты на амортизацию привлечённых вагонов, , затраты на оплату налога на имущество, , затраты на страхование имущества, , расходы по оплате лизинговых платежей, , затраты по оплате налогов, не учитываемые в структуре лизинговых платежей, , рассчитываются на очередной период регулирования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и условиями заключаемых договоров.
15. К ставкам платы за использование привлеченных вагонов (), определенным в соответствии с пунктами 10 - 15 настоящего Порядка ОАО "РЖД" объявляются корректирующие коэффициенты в границах от 0,7 до 1,1, отражающие отклонение установленной на очередной период регулирования ставки платы от ее фактического значения в течение года (квартала) в условиях возможного изменения структуры привлекаемого ОАО "РЖД" парка вагонов, а также изменения эксплуатационных показателей работы привлеченного парка.
IV. Порядок объявления ОАО "РЖД" ставок платы за перевозку грузов в привлеченных вагонах
16. Значения эксплуатационных показателей на очередной период регулирования, указанных в приложении 2 к настоящему Порядку, утверждаются один раз в год и публикуются ОАО "РЖД" на официальном сайте компании не позднее 25 ноября соответствующего года.
17. Значения стоимостных показателей, указанных в пунктах 1, 2 приложения 3 к настоящему Порядку, а также стоимость привлечения ОАО "РЖД" привлеченного вагона утверждаются один раз в год и публикуются ОАО "РЖД" на официальном сайте компании не позднее 5 декабря соответствующего года.
18. Значения стоимостных показателей, указанных в пунктах 3 - 11 приложения 3 к настоящему Порядку, представляются ОАО "ВГК" в ОАО "РЖД" не позднее 15 ноября соответствующего года.
19. Указанные в пунктах 16 - 18 Порядка показатели направляются ОАО "РЖД" и ОАО "ВГК" в ФСТ России для оценки обоснованности стоимости привлечения вагонов ОАО "ВГК".
20. Значения эксплуатационных показателей расчета и значения стоимостных показателей, предусмотренных приложениями 2 и 3 к Порядку соответственно, устанавливаемые впервые, утверждаются и публикуются ОАО "РЖД" на официальном сайте компании в течение месяца после вступления в силу данного приказа.
21. Ставки платы за использование привлеченных вагонов, определенные на соответствующий период регулирования в соответствии с пунктами 9 - 14 настоящего Порядка, утверждаются один раз в год и публикуются ОАО "РЖД" на официальном сайте компании в виде расчетных таблиц не позднее 10 дней до планируемого вступления в силу.
22. ОАО "РЖД" объявляет об изменении ставки платы за перевозку грузов в привлеченных вагонах при изменении платы за использование привлеченных вагонов с применением корректирующих коэффициентов в границах от 0,7 до 1,1 в случаях изменения структуры привлекаемого ОАО "РЖД" парка вагонов, изменении эксплуатационных показателей работы привлеченного парка и других факторов, определяющих условия функционирования компании, не чаще одного раза в квартал.
23. Корректирующие коэффициенты к ставкам платы за использование привлеченных вагонов публикуются ОАО "РЖД" на официальном сайте компании не позднее 10 дней до начала очередного периода их действия.
24. Плата за использование инфраструктуры и локомотивов ОАО "РЖД" определяется по действующим правилам и ставкам раздела 2 части I Прейскуранта N 10-01 при перевозках грузов в вагонах общего парка с учетом действующих исключительных тарифов и объявляется в установленном порядке.
25. Тариф на перевозку грузов в привлеченных вагонах ОАО "ВГК", а также иных собственников железнодорожного подвижного состава определяется ОАО "РЖД" как сумма плат за использование инфраструктуры и локомотивов ОАО "РЖД" (ОАО "АК "ЖДЯ") и платы за использование привлеченных вагонов ОАО "ВГК", а также иных собственников железнодорожного подвижного состава.
_____________________________
* Справочно: за время нахождения полувагонов привлеченного парка у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят ОАО "РЖД" плату за пользование вагонами в соответствии с Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденными постановлением ФЭК России от 19.06.2002 N 35/12 (зарегистрировано Минюстом России 08 августа 2002 г., регистрационный N 3678), с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением ФЭК России от 07.10.2003 N 82-т/3 (зарегистрировано Минюстом России 15 октября 2003 г., регистрационный N 5175), приказами ФСТ России от 19.06.2006 N 131-т/4 (зарегистрировано Минюстом России 17 июля 2006 г., регистрационный N 8072), от 10.06.2009 N 119-т/4 (зарегистрировано Минюстом России 16 июня 2009 г., регистрационный N 14092), для вагонов общего парка.