Приложение N 8
к Правилам применения оборудования
коммутации сетей подвижной
радиотелефонной связи. Часть VI.
Правила применения узлов связи с
территориально распределенной архитектурой
стандартов UMTS и/или GSM 900/1800
Требования к оборудованию управления и технического обслуживания
1. Для управления и технического обслуживания оборудования узла связи СПРС используется централизованный метод, при котором вся информация о состоянии оборудования узла связи поступает в ЦУ и ТО.
2. ЦУ и ТО предназначен для управления комплексом оборудования СПРС, в том числе оборудования узла связи, контроля работоспособности оборудования узла связи, сбора и вывода информации к обслуживающему персоналу о функционировании оборудования узла связи при соответствующем качестве обслуживания.
3. Функции управления, эксплуатации и технического обслуживания выполняются автоматически в соответствии с программным обеспечением или по командам обслуживающего персонала, вводимым с терминала технического обслуживания, с использованием "меню" или графического интерфейса.
4. Оборудование ЦУ и ТО выполняет следующие функции:
а) административное управление;
б) контроль функционирования оборудования узла связи;
в) управление восстановлением работоспособности оборудования узла связи;
г) управление тестированием и диагностикой.
5. Функция административного управления системой включает в себя:
а) административное управление конфигурацией системы, обеспечивающее следующие функции:
ввод, изменение и удаление данных конфигурации;
активацию или деактивацию загрузки программного обеспечения (далее - ПО) в выбранное оборудование СПРС и его работоспособность;
б) административное управление командами системы, обеспечивающее следующие функции:
вывод всех кодов команд, реализованных в системе;
возможность изменения существующих и введение новых команд;
в) административное управление абонентскими данными, обеспечивающее следующие функции:
создание, изменение, удаление, считывание абонентских данных;
блокировку или разблокировку абонентов;
просмотр, изменение и вывод данных учета стоимости разговоров для абонента или группы абонентов;
г) административное управление маршрутизацией, обеспечивающее следующие функции:
создание, изменение, удаление данных о маршрутизации вызова (пучка соединительных линий, маршрута, кода направления, сигнализации на направлении);
блокировку, разблокировку направлений;
д) административное управление защитой информации, обеспечивающее следующие функции:
защиту доступа к ЦУ и ТО посредством паролей;
наличие не менее двух категорий пользователей (администратор и пользователь), имеющих различные пароли и различные права доступа к ЦУ и ТО;
е) административное управление системными часами реального времени, обеспечивающее контроль и возможность установки системных часов реального времени.
6. Контроль функционирования оборудования узла связи включает обнаружение и фиксацию аварийных сигналов со всех функциональных блоков, модулей, систем передачи, источников электропитания и их обработку с последующим выводом аварийных сообщений на дисплей и принтер терминала технического обслуживания или системную панель аварийных сигналов.
Контроль функционирования оборудования узла связи обеспечивает следующие функции:
а) контроль целостности программного обеспечения (при этом выполняются запросы к телекоммуникационному оборудованию с целью определения версий используемого программного обеспечения и сверка их с эталонными, сопоставление копий содержимого (дампов) памяти телекоммуникационного оборудования с эталонными версиями);
б) контроль целостности аппаратного обеспечения (при этом определяется (подтверждается) состав аппаратной части, температурный режим, ведется статистика загрузки центральных процессоров и оперативной памяти, учитывается время работы телекоммуникационного оборудования);
в) контроль целостности данных конфигурации (при этом целостность проверяется с использованием средств удаленного управления, производится сопоставление данных конфигурации телекоммуникационного оборудования с эталонными данными конфигурации);
г) контроль состояния физических и виртуальных интерфейсов, программных портов (при этом определяется наличие соединения на физическом уровне, активность, нагрузка, скорость соединения, ошибки, доступность);
д) контроль наличия запущенных сервисов;
е) контроль регистрационных журналов.
6.1. Контроль функционирования оборудования узла связи осуществляется постоянно или периодически (по расписанию или по команде технического персонала с терминала технического обслуживания).
6.2. Автоматический контроль осуществляется распределенно, то есть модули оборудования самостоятельно обнаруживают повреждения и ошибки.
6.3. Аварийные сообщения разделяются на категории по срочности восстановления неисправностей:
а) критические аварии (неисправность, которая вызывает значительное ухудшение обслуживания и требует немедленного вмешательства);
б) главные аварии (серьезные неисправности, которые требуют вмешательства в течение дня);
в) незначительные аварии (неисправности, которые не требуют немедленного вмешательства и устраняются в период наименьшей нагрузки).
7. Управление восстановлением работоспособности осуществляет контроль состояния функциональных блоков и управляет перезапусками блоков, для которых предусмотрена возможность перезапуска, для предотвращения влияния неисправности.
Обеспечение надежности реализуется путем резервирования основных групповых и управляющих блоков.
7.1. Рестарты программного обеспечения производятся с сохранением статистических и тарификационных данных.
7.2. Перезагрузки ПО оборудования узла связи производятся с сохранением статистических данных и данных учета стоимости соединений.
8. Управление тестированием и диагностикой осуществляет обнаружение и локализацию неисправного оборудования с помощью диагностических программ.
8.1. Сообщения о неисправности оборудования, обнаруженные системой тестирования и диагностики ЦУ и ТО, выводятся на средства регистрации.
8.2. ЦУ и ТО обеспечивает автоматический ежемесячный статистический учет ситуаций в оборудовании узла связи и программном обеспечении, в том числе:
а) плановые реконфигурации модулей;
б) вынужденные (аварийные) реконфигурации модулей;
в) неисправности и блокировки управляющих устройств;
г) блокировку модулей;
д) блокировку внутристанционных трактов;
е) блокировку межстанционных трактов.
Данные выводятся по расписанию или по командам технического персонала и фиксируются в файле истории оборудования на магнитном (или оптическом) носителе.
8.3. ЦУ и ТО обеспечивает возможность сбора и отображения статистических данных о соединениях абонентов (успешные, неуспешные попытки соединений, потерянные соединения) или о соединениях статистических групп абонентов для различных типов трафика.