Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Исполкома ФНПР
от 26 сентября 2007 г. N 4-2
Типовое положение о правовой инспекции труда профсоюзов
1. Общие положения
1.1. Правовая инспекция труда профсоюзов создается общероссийскими, межрегиональными профсоюзами, а также территориальными объединениями (ассоциациями) организаций профессиональных союзов в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", уставами ФНПР, её членских организаций и настоящим Типовым положением для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, выполнением условий коллективных договоров, соглашений.
Правовые инспекторы труда профсоюзов осуществляют контроль любых работодателей (организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение.
1.2. Правовая инспекция труда профсоюзов действует на основании Положения, утвержденного полномочным органом членской организации ФНПР, и осуществляет свою деятельность, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
2. Задачи правовой инспекции труда профсоюзов
Основными задачами правовой инспекции труда являются:
2.1. Осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнением ими условий коллективных договоров и соглашений.
2.2. Юридическая защита трудовых прав и законных интересов членов профсоюзов (работников), а также профсоюзных организаций от противоправных действий (бездействий) работодателей, их представителей и других должностных лиц, нарушающих или ограничивающих права и интересы работников, а также профсоюзных организаций, установленные международными нормами, законами, нормативными правовыми актами, соглашениями, коллективными и трудовыми договорами.
2.3. Отстаивание прав и интересов работников (членов профсоюзов) при разработке и изменении законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, социальных гарантий, прав профсоюзных организаций, а также при разработке и принятии коллективных договоров и соглашений.
2.4. Взаимодействие с органами прокуратуры Российской Федерации.
2.5. Взаимодействие с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
2.6. Подготовка обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления с предложениями по устранению недостатков и упущений со стороны должностных лиц, допустивших нарушения трудовых прав и законных интересов членов профсоюзов (работников).
2.7. Взаимодействие со средствами массовой информации для широкого оповещения членов профсоюзов, общественности об эффективной правозащитной работе юристов профсоюзов с целью пресечения действий (бездействия), направленных на дискредитацию профсоюзных организаций и повышения мотивации профсоюзного членства.
2.8. Информационно-методическая помощь, обучение профсоюзного актива, оказание членам профсоюзов бесплатных консультаций по вопросам социально-трудовых прав и интересов работников.
3. Основные полномочия правовой инспекции труда профсоюзов
Для выполнения возложенных на инспекцию труда задач правовые инспекторы труда:
3.1. Осуществляют проверки соблюдения работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, прав профсоюзов, выполнение ими условий обязательств, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями.
3.2. Добиваются устранения выявленных нарушений. В случае невыполнения представлений подготавливают и направляют материалы в органы прокуратуры, федеральную инспекцию труда, вышестоящие органы с предложением применить к виновным соответствующие меры уголовного, административного, дисциплинарного воздействия.
Принимают участие в совместных с органами прокуратуры и федеральной инспекцией труда проверках соблюдения работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права или регулирующих социально-трудовые отношения, права профсоюзов.
3.3. В установленном законодательством порядке защищают права и интересы членов профсоюзов, работников, профсоюзных организаций в органах по рассмотрению трудовых споров.
3.4. Проводят юридическую экспертизу проектов законов и нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, а также права профсоюзов.
3.5. Участвуют в совещаниях, семинарах международных организаций, подготавливают материалы для обращений в аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; оказывают помощь членам профсоюзов в подготовке обращений в Европейский Суд по правам человека.
3.6. Подготавливают инструктивно-методические письма, материалы, доклады, обзоры по наиболее актуальным вопросам правозащитной работы, участвуют в обучении профсоюзного актива.
3.7. Ежегодно обобщают статистические данные, практику работы правовой инспекции труда профсоюзов, других юридических служб профсоюзов; ведут учет и направляют соответствующим органам материалы и сведения о фактах нарушения прав профсоюзов (приложение N 5) и принятых мерах по их пресечению.
3.8. Публикуют статьи в газетах и журналах, на сайтах в Интернете, выступают на радио и телевидении с сообщениями о деятельности профсоюзов и их юридических служб.
4. Права и обязанности правовой инспекции труда профсоюзов
Правовые инспекторы труда профсоюзов имеют право:
4.1. Осуществлять контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.
4.2. В установленном порядке при предъявлении удостоверения беспрепятственно посещать любых работодателей, у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение.
В предусмотренных нормативными правовыми актами случаях допуск правовых инспекторов труда профсоюзов к проверке осуществляется с соблюдением установленных требований.
4.3. Беспрепятственно и бесплатно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей сведения, справки и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверки, иную информацию по социально-трудовым вопросам, относящуюся к предмету контроля.
4.4. Направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (приложение N 1), контролировать их выполнение.
4.5. Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (приложение N 2).
4.6. Принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права.
4.7. Участвовать в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.
Правовые инспекторы труда профсоюзов обязаны:
4.8. Всемерно содействовать защите прав членов профсоюзов (работников) и профсоюзных организаций, укреплять авторитет профсоюзов.
4.9. Во время проверок быть объективными, руководствуясь только законом, не разглашать охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении профсоюзного контроля и иных полномочий, предоставленных действующим законодательством.
4.10. Обеспечивать конфиденциальность источника жалобы на действия работодателя, если заявитель возражает против такого сообщения.
4.11. Постоянно повышать свою квалификацию, изучать действующее законодательство и судебную практику.
5. Организационное обеспечение деятельности правовой инспекции труда профсоюзов
5.1. В соответствии с уставом членской организации ФНПР её компетентный орган создаёт правовую инспекцию труда, определяет штатную численность инспекторов, утверждает на должность и освобождает их от должности. Общее руководство деятельностью правовой инспекции труда осуществляет постоянно действующий руководящий коллегиальный орган членской организации ФНПР.
5.2. На должности правовых инспекторов труда профсоюзов назначаются, как правило, лица, имеющие высшее юридическое образование и стаж практической работы по специальности не менее трех лет.
5.3. Правовым инспекторам труда профсоюзов выдается удостоверение установленного образца (приложение N 3).
5.4. Руководители правовой инспекции труда общероссийского профсоюза, территориального объединения организаций профсоюзов являются главными правовыми инспекторами труда профсоюза (объединения профсоюзов).
Должность главного правового инспектора труда приравнивается к должности заведующего отделом структурного подразделения аппарата профсоюзного органа. Должность правового инспектора труда приравнивается к должности главного специалиста либо руководителя группы.
5.5. Главный правовой инспектор труда:
осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью правовой инспекции труда профсоюза (объединения профсоюзов);
рассматривает возникшие разногласия между работодателями (иными должностными лицами) и правовыми инспекторами труда;
готовит отчеты о правозащитной работе (приложение N 4) и вместе с пояснительной запиской представляет их в установленном порядке в вышестоящий профсоюзный орган;
организует обучение и повышение квалификации правовых инспекторов труда;
обобщает и пропагандирует передовой опыт работы правовых инспекторов труда;
осуществляет взаимодействие с другими юристами профсоюзов, получает необходимые сведения об их работе по защите социально-трудовых прав членов профсоюза для составления общего отчета.
5.6. Жалобы на действия главного правового инспектора труда рассматриваются в порядке, предусмотренном уставом и Положением о правовой инспекции труда профсоюза (объединения профсоюзов).
<< Назад |
Приложение >> N 1. Форма N 1-ПИ (представление) |
|
Содержание Постановление Исполкома ФНПР от 26 сентября 2007 г. N 4-2 "О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о профсоюзной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.