Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Судебного департамента
при Верховном Суде РФ
от 16 сентября 2010 г. N 198
Положение
о ведомственном финансовом контроле за осуществлением финансово-хозяйственной деятельности, направленной на организационное обеспечение деятельности судов, а также финансово-хозяйственной деятельности в системе Судебного департамента
I. Общие положения
Настоящее Положение разработано в целях совершенствования существующего ведомственного финансового контроля в судах и системе Судебного департамента.
1.1. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Положении:
система Судебного департамента - Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент), а также управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые им учреждения (органы и учреждения Судебного департамента);
суды - верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, окружные (флотские) военные суды, районные суды и гарнизонные военные суды;
контрольно-ревизионный аппарат системы Судебного департамента (контрольно - ревизионные работники) - Контрольно-ревизионное управление Судебного департамента, контрольно-ревизионные отделы управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, на которых в соответствии с должностными регламентами возложены обязанности по проведению ревизий (проверок);
контрольно-ревизионный отдел управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации - подразделение, численностью не менее 5 единиц, входящее в организационную структуру управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, образованное при необходимости, в пределах утвержденной штатной численности и доведенных лимитов бюджетных обязательств на оплату труда.
1.2. Ведомственный финансовый контроль в судах и системе Судебного департамента (далее - ревизуемые организации) организуется и осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми и иными актами Судебного департамента.
1.3. Предметом ведомственного финансового контроля является финансово-хозяйственная деятельность, соблюдение законодательства Российской Федерации при ее осуществлении.
1.4. Ведомственный финансовый контроль обеспечивает надзор за соблюдением требований действующего законодательства, целевым, правомерным и эффективным использованием бюджетных средств, сохранностью имущества, денежных средств и документов, а также материальных ценностей, правильностью документального оформления хозяйственных операций, постановки и ведения бюджетного учета и достоверностью отчетности.
1.5. На должности федеральной государственной гражданской службы управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, предусматривающие обязанности по проведению ревизий (проверок), могут быть назначены лица, имеющие высшее профессиональное образование в соответствии с должностным регламентом и опыт практической работы.
Для сбора сведений о кадровом потенциале контрольно-ревизионных работников в управлениях (отделах) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации управление (отдел) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации направляет в Контрольно-ревизионное управление Судебного департамента с письменного согласия контрольно-ревизионного работника:
по результатам конкурса на должность федеральной государственной гражданской службы управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, предусматривающую обязанность по проведению ревизий (проверок): анкету, копию диплома, копию трудовой книжки, протокол результата конкурса, копию приказа о назначении;
при возложении обязанностей по проведению ревизий (проверок) на другого федерального гражданского государственного служащего - копию приказа о возложении этих обязанностей;
при увольнении контрольно-ревизионного работника - копию приказа об увольнении.
1.6. Начальник Контрольно-ревизионного управления Судебного департамента непосредственно подчиняется Генеральному директору Судебного департамента.
Деятельность Контрольно-ревизионного управления подконтрольна и подотчетна Генеральному директору Судебного департамента.
Начальники контрольно-ревизионных отделов управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, а в случае их отсутствия - лица, занимающие должности федеральной государственной гражданской службы управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, на которых возложены обязанности по проведению ревизий (проверок), непосредственно подчиняются начальникам управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.
Деятельность контрольно-ревизионных работников управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации подконтрольна и подотчетна начальнику соответствующего управления (отдела) в субъекте Российской Федерации и Контрольно-ревизионному управлению Судебного департамента.
1.7. Работа контрольно-ревизионного аппарата системы Судебного департамента организуется на основе принципов законности, объективности и персональной ответственности каждого работника за состоянием дел на порученном участке и выполнением отдельных поручений.
1.8. Контрольно-ревизионное управление Судебного департамента взаимодействует и координирует свою деятельность с:
Верховным Судом Российской Федерации, органами судейского сообщества Российской Федерации и судами;
Контрольным управлением Президента Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации, другими федеральными органами, в том числе предварительного следствия, прокуратуры, налоговыми и другими в случаях, предусмотренных законодательством или решениями органов государственной власти;
главными управлениями, управлениями и самостоятельными отделами аппарата Судебного департамента, управлениями (отделами) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.
Контрольно-ревизионные работники управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации взаимодействуют и координируют свою деятельность с:
судами, органами судейского сообщества в субъекте Российской Федерации, органами государственной власти в субъекте Российской Федерации, в том числе с правоохранительными и другими органами в случаях, предусмотренных законодательством или решениями органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, органами местного самоуправления;
Контрольно-ревизионным управлением Судебного департамента;
подразделениями управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации.
II. Организация ведомственного финансового контроля
Ведомственный финансовый контроль осуществляется в следующих формах: предварительный, текущий и последующий.
Предварительный и текущий ведомственный финансовый контроль
2.1. Предварительный и текущий ведомственный финансовый контроль: организуют председатели судов (либо соответствующим образом уполномоченные на то лица), Генеральный директор Судебного департамента либо лицо, на то уполномоченное, начальник управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации; осуществляют структурные подразделения Судебного департамента, структурные подразделения органов и учреждений Судебного департамента в субъекте Российской Федерации в части, касающейся возложенных на них функций, а также должностные лица (начальники финансовых служб, главные бухгалтеры, бухгалтеры), имеющие право подписи кассовых, банковских, расчетных и других документов, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до принятия и в процессе исполнения управленческих решений, совершения финансово-хозяйственных операций.
Кроме того, вышеуказанные должностные лица обеспечивают:
своевременное и качественное проведение внезапных проверок в местах хранения денежных средств, а также материальных ценностей;
назначение и проведение инвентаризаций имущества и обязательств, принятие решений по их результатам;
подготовку необходимых решений, направленных на устранение нарушений и недостатков в финансово-хозяйственной деятельности, выявленных ревизиями (проверками), проводимыми ведомственными и другими контролирующими органами;
контроль за соответствием заключаемых учреждением государственных контрактов (договоров) доведенным объемам лимитов бюджетных обязательств.
2.2. Порядок и сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств определяются в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и иными нормативными правовыми актами.
2.3. Для проведения внезапных проверок в местах хранения денежных средств и материальных ценностей образуется постоянно действующая комиссия. Работа комиссии осуществляется в соответствии с требованиями Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета Директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40, приказа Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими соответствующие сферы деятельности.
Последующий ведомственный финансовый контроль
2.4. Организация последующего ведомственного финансового контроля осуществляется посредством проведения ревизий и проверок в судах и системе Судебного департамента, а также контроля за устранением выявленных нарушений и недостатков.
Ревизия (проверка) представляет собой взаимосвязанное изучение экономической и юридической сторон деятельности ревизуемой организации, максимально возможное сочетание различных методических приемов и способов документального и фактического контроля с целью выявления законности, достоверности и экономической целесообразности (рациональности и эффективности) хозяйственных и финансовых операций.
Могут осуществляться следующие ревизии (проверки):
тематические по определенному кругу вопросов или одной теме (вопросу) путем ознакомления на месте с отдельными сторонами хозяйственной и финансовой деятельности путем выборочного документального контроля;
счетные проверки отчетности, представляющие собой совокупность приемов контроля достоверности бухгалтерских отчетов и балансов, в том числе проверку согласованности показателей, различных форм отчетности, сличения отдельных отчетных показателей с записями в регистрах бухгалтерского учета, проверку обоснованности учетных записей по данным первичных документов;
счетно-аналитические ревизии (проверки), оценивающие финансово-хозяйственную деятельность ревизуемых организаций, на основе методов документального и фактического контроля и экономического анализа с целью определения рациональности и эффективности использования государственных финансовых и материальных ресурсов, полноты и своевременности исполнения финансовых обязательств.
Последующий ведомственный финансовый контроль по завершенным финансово-хозяйственным операциям организуют Генеральный директор Судебного департамента либо лицо, на то уполномоченное, начальник Контрольно-ревизионного управления Судебного департамента, начальники управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и начальники контрольно-ревизионных отделов управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.
Осуществляют последующий ведомственный финансовый контроль контрольно-ревизионные работники. Указанные лица обеспечивают:
составление и утверждение планов проведения ревизий (проверок), соблюдение сроков их проведения;
проведение ревизий (проверок);
рассмотрение актов ревизий (проверок), подготовку решений по ним;
контроль за выполнением решений по актам ревизий (проверок), своевременным представлением информации по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также возмещению причиненного ущерба;
правильное и своевременное ведение учета, достоверность отчета о результатах контрольно-ревизионной работы;
организацию взаимодействия и координацию работы с органами государственного финансового контроля по профилактике и выявлению фактов хищений и недостач, других нарушений финансовой дисциплины;
направление в правоохранительные органы материалов ревизий (проверок) по фактам нарушения действующего законодательства, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний;
изучение и обобщение материалов ревизий (проверок), разработку мер по совершенствованию ведомственного финансового контроля.
2.5. Ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности осуществляют:
Контрольно-ревизионное управление Судебного департамента - в судах и системе Судебного департамента;
контрольно-ревизионные работники управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации в пределах своей компетенции - в районных, гарнизонных военных судах, а также в соответствующих управлениях (отделах) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации проводят и принимают участие в проведении ревизий (проверок) по предписаниям Судебного департамента.
2.6. Проведение ревизий (проверок) осуществляется в порядке, предусмотренном Инструкцией об организации и проведении ревизий (проверок) финансово-хозяйственной деятельности, направленной на организационное обеспечение деятельности судов, а также финансово-хозяйственной деятельности в системе Судебного департамента.
2.7. Основными задачами деятельности контрольно-ревизионного аппарата системы Судебного департамента является осуществление в пределах своей компетенции последующего финансового контроля за:
целевым и рациональным использованием средств, выделяемых из федерального бюджета, других поступлений финансовых и материальных ресурсов;
обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей, принятием мер по возмещению материального ущерба;
обоснованностью совершенных финансово-хозяйственных операций, правильностью документального оформления, достоверностью их отражения в отчетности;
соблюдением действующего законодательства в финансово-хозяйственной деятельности.
2.8. Контрольно-ревизионные работники в соответствии с возложенными на них задачами в пределах своей компетенции выполняют следующие основные функции:
организуют и проводят ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности согласно плану проведения ревизий (проверок);
рассматривают материалы ревизий (проверок), составляют по их результатам заключения. Принимают участие в подготовке проектов приказов о привлечении к ответственности виновных должностных лиц;
готовят в установленном порядке письма, обзоры, справки по фактам хищений и недостач денежных средств и документов, материальных ценностей и другим вопросам;
рассматривают в установленном порядке письма, жалобы и заявления.
2.9. Работники Контрольно-ревизионного управления Судебного департамента могут осуществлять иные функции в соответствии с Положением о Контрольно-ревизионном управлении Судебного департамента.
III. Обязанности, права и ответственность контрольно-ревизионных работников
3.1. Контрольно-ревизионный работник обязан:
знать законодательство, нормативные и иные правовые акты, регламентирующие финансово-хозяйственную деятельность ревизуемых организаций, соблюдать права и охраняемые законом интересы ревизуемых организаций;
быть объективным и принципиальным при проведении ревизии (проверки), соблюдая при этом профессиональную этику;
документально обосновывать выявленные нарушения и недостатки, размер причиненного ущерба;
в случаях выявления фактов причинения материального ущерба вносить предложения о привлечении к ответственности виновных лиц и его возмещении;
по нарушениям, содержащим признаки деяний, влекущих за собой уголовную ответственность, вносить предложения руководителю, назначившему ревизию (проверку), о передаче материалов в правоохранительные органы;
оказывать ревизуемой организации практическую и методическую помощь в совершенствовании предварительного и текущего контроля за соблюдением финансовой дисциплины, сохранностью денежных средств и материальных ценностей и по другим вопросам финансово-хозяйственной деятельности;
проверять выполнение предложений по результатам предыдущей ревизии (проверки), полноту и своевременность принятых мер по устранению выявленных ревизией (проверкой) нарушений.
3.2. Контрольно-ревизионный работник имеет право:
проходить во все здания и помещения, занимаемые ревизуемыми организациями;
проверять в ревизуемых организациях денежные, бухгалтерские и другие документы, относящиеся к ревизии (проверки), фактическое наличие и правомерность использования денежных средств, денежных документов и материальных ценностей;
требовать от руководителей ревизуемых организаций дополнительного проведения инвентаризаций имущества и обязательств и выяснения обстоятельств хищений, недостач денежных средств или материальных ценностей, злоупотреблений или порчи имущества;
опечатывать при необходимости кассы, склады и иные хранилища денежных средств и материальных ценностей, а при обнаружении злоупотреблений принимать меры к изъятию документов в установленном законодательством порядке;
принимать в процессе ревизий (проверок) совместно с руководителями ревизуемых организаций меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, давать обязательные указания об устранении этих нарушений, о возмещении причиненного материального ущерба;
вносить предложения Генеральному директору Судебного департамента о привлечении к ответственности виновных должностных лиц в соответствии с действующим законодательством;
ставить вопрос об отстранении от работы должностных лиц, виновных в фактах хищений и недостач денежных средств и материальных ценностей, других злоупотреблениях в финансово-хозяйственной деятельности;
получать от ревизуемых организаций необходимые сведения, справки и документы по совершенным операциям, сведения о состоянии отчетов и по другим вопросам;
запрашивать аналогичные документы от органов, не входящих в систему Судебного департамента;
привлекать для выполнения возложенных задач и функций работников ревизуемых организаций;
получать от должностных, материально ответственных и других лиц ревизуемых организаций письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе ревизий (проверок);
вносить предложения о передаче в установленном законодательством порядке материалов ревизий (проверок) по фактам хищений и недостач денежных средств и материальных ценностей, других нарушениях в финансово-хозяйственной деятельности в правоохранительные органы.
Работники Контрольно-ревизионного управления Судебного департамента могут осуществлять иные полномочия в соответствии с Положением о Контрольно-ревизионном управлении Судебного департамента.
3.3. В ходе ревизий (проверок) контрольно-ревизионные работники не вправе вмешиваться в текущую деятельность ревизуемой организации.
3.4. Контрольно-ревизионный работник несет в установленном порядке ответственность за:
умышленное сокрытие обнаруженных в ходе ревизии (проверки) нарушений;
халатное отношение к исполнению должностных обязанностей;
превышение своих должностных полномочий;
разглашение или передачу информации о деятельности ревизуемой организации без ее согласия или согласия органа, назначившего ревизию (проверку), за исключением фактов нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.
3.5. Лица, привлекаемые для проведения ревизий (проверок), выполняют обязанности и пользуются правами контрольно-ревизионных работников, а также несут в полном объеме ответственность, установленную законодательством и настоящим Положением.
IV. Права руководителя ревизуемой организации
4.1. Руководитель ревизуемой организации имеет право в установленном законодательством порядке подавать жалобы на действия контрольно-ревизионного работника в Судебный департамент или управление (отдел) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, которым контрольно-ревизионный работник непосредственно подчинен. Подача жалобы ревизуемой организацией не приостанавливает выполнение предложений и предписаний контрольно-ревизионного работника.
4.2. Руководитель ревизуемой организации:
создает надлежащие условия для проведения ревизий (проверок), предоставляет контрольно-ревизионным работникам необходимые помещения и обеспечивает выполнение работ по делопроизводству;
представляет контрольно-ревизионным работникам подлинные документы по финансово-хозяйственной деятельности, дает справки и письменные объяснения по вопросам, относящимся к ревизии (проверке);
обеспечивает участие в ревизии (проверке) соответствующих специалистов для проверки конкретных вопросов;
выполняет требования контрольно-ревизионного работника, обусловленные его должностными обязанностями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.