Министерство юстиции СССР направляет для применения в практической деятельности Методические рекомендации об организации работы юридических служб общественных объединений и предприятий по использованию правовых средств в целях обеспечения выпуска продукции высокого качества. Рекомендации разработаны Управлением правовой работы в народном хозяйстве Министерства юстиции СССР с участием Всесоюзного научно-исследовательского института советского законодательства. В ходе работы над рекомендациями были учтены мнения юридических отделов ряда министерств и государственных комитетов, в том числе юридического отдела Госстандарта СССР.
Министерство юстиции СССР полагает, что на основе указанных Методических рекомендаций целесообразно разработать ведомственные методические рекомендации, отражающие особенности правовой работы в данной отрасли.
Методические рекомендации
об организации работы юридических служб производственных объединений и предприятий по использованию правовых средств в целях обеспечения выпуска продукции высокого качества
1. Общие вопросы
1.1. В соответствии с Общим положением о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 июня 1972 г. N 467, обеспечение правовыми средствами высокого качества продукции является одним из основных направлений деятельности юридической службы. Формы и методы реализации этой работы излагаются в настоящих Методических рекомендациях *(1).
1.2. Юридический отдел, старший юрисконсульт, юрисконсульт *(2) производственного объединения, предприятия *(3) в целях правового обеспечения высокого качества продукции должен, в частности:
обеспечивать законность документов правового характера по вопросам качества продукции;
оказывать помощь заинтересованным структурным подразделениям в работе по использованию хозяйственного договора в целях обеспечения высокого качества продукции;
осуществлять контроль за соблюдением установленного действующим законодательством порядка приемки продукции по качеству;
организовать работу по предъявлению и рассмотрению претензий и исков, связанных с качеством продукции;
обеспечивать соблюдение законности при привлечении к ответственности лиц, допустивших изготовление или выпуск недоброкачественной продукции;
разъяснять действующее законодательство по вопросам качества продукции;
анализировать работу по использованию средств правового обеспечения высокого качества продукции.
Работа по обеспечению правовыми средствами высокого качества продукции осуществляется юридическим отделом в тесном взаимодействии с отделом технического контроля, службой стандартизации, метрологической службой, а также с другими соответствующими подразделениями предприятия.
1.3. Необходимо, чтобы функции, выполняемые юридическим отделом в рамках правового обеспечения высокого качества продукции, были отражены в положении о юридическом отделе данного предприятия.
Порядок использования правовых средств в целях обеспечения высокого качества продукции определяется приказами и инструкциями, а в условиях КС УКП *(4) - организационно-методическими стандартами предприятия. Эти стандарты устанавливают нормы и правила в области организации работы по управлению качеством на данном предприятии.
2. Участие юридической службы в разработке и внедрении
комплексной системы управления качеством продукции
2.1. Юридическому отделу рекомендуется активно участвовать в разработке и внедрении комплексной системы управления качеством продукции на предприятии.
2.2. На стадии разработки КС УКП юридическому отделу надо принять участие в работе по анализу состояния дел в области правового обеспечения высокого качества продукции. В частности, необходимо совместно с заинтересованными подразделениями изучить взаимоотношения предприятия с поставщиками сырья, материалами комплектующих изделий, потребителями продукции, а также научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями (структура договорных связей, исполнение хозяйственных договоров, взаимные претензии и иски). Рекомендуется проанализировать вопросы, касающиеся оценки качества труда, материального и морального стимулирования работы по выпуску продукции высокого качества.
В ходе анализа следует определить, какие стандарты предприятия необходимо разработать в целях правового обеспечения высокого качества продукции. Предложения по перечню таких стандартов должны быть представлены на рассмотрение руководству предприятия. При подготовке предложений надо иметь в виду, что объектами стандартизации могут быть, например, организация и порядок заключения и исполнения хозяйственных договоров, предъявления и рассмотрения претензий и исков по качеству, привлечения к ответственности лиц, допустивших изготовление или выпуск недоброкачественной продукции. Стандарты, которые предлагаются для разработки, целесообразно объединить в специальную группу под общим названием СТП "Правовое обеспечение высокого качества продукции".
2.3. На этапе внедрения КС УКП юридическому отделу следует предусмотреть в планах своей работы мероприятия по внедрению СТП "Правовое обеспечение высокого качества продукции", а именно инструктаж соответствующих работников, проведение проверок соблюдения требований СТП.
3. Работа по обеспечению законности документов правового характера
по вопросу качества продукции
3.1. Юридический отдел должен проверять соответствие требованиям законодательства проектов приказов, инструкций и других документов правового характера по вопросам качества продукции, представляемых на подпись руководителю предприятия, а также визировать их.
В условиях КС УКП основными правовыми актами по вопросам качества, которые разрабатываются предприятием, являются стандарты (СТП). Их внедрение позволяет создать единую систему правовых документов в масштабе всего предприятия. Формы и методы проведения проверок проектов СТП должны быть предусмотрены в отраслевых методических указаниях. Эти указания разрабатываются министерствами в соответствии с Методическими указаниями Госстандарта СССР от 28.09.77 г. РДМУ 102-77 (п.1.8) *(5). При подготовке отраслевых методических указаний надо иметь в виду, что формы и методы проверки проектов СТП в основном не отличаются от форм и методов, используемых при проверке проектов приказов и инструкций. Особенность состоит в том, что юридический отдел предприятия должен совместно с заинтересованными подразделениями обеспечивать соответствие проектов СТП положениям Государственной системы стандартизации (комплекс стандартов ГОСТ 1-68), а также методическими указаниями Госстандарта СССР.
3.2. Юридическому отделу необходимо принимать участие в подготовке приказов и инструкций, а также стандартов предприятия по вопросам правового обеспечения высокого качества продукции. При разработке стандартов предприятия надо руководствоваться Методическими указаниями Госстандарта от 22 февраля 1977 г. РДМУ-88-77 *(6).
Юридическому отделу целесообразно участвовать также в подготовке нормативных актов, регулирующих вопросы приемки продукции, оценки качества труда, материального и морального стимулирования работы по обеспечению выпуска продукции высокого качества.
4. Использование хозяйственного договора в целях обеспечения
высокого качества продукции
4.1. Для правового обеспечения высокого качества продукции широко используются договоры поставки, договоры на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также договоры на передачу предприятиям и организациям научно-технических достижений.
Юридическому отделу при организации работы по заключению договоров поставки следует исходить из соответствующих требований Положения о поставках продукции производственно-технического назначения в Положении о поставках товаров народного потребления, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 9 апреля 1969 г. N 269 (с дополнениями и изменениями, внесенными постановлением Совета Министров СССР от 25 июня 1974 г. N 518) *(7). В отношении договоров на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ надо руководствоваться Типовым положением о порядке заключения хозяйственных договоров и выдачи внутриминистерских заказов на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, утвержденным постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике от 5 августа 1969 г. N 360, а также Типовым договором *(8).
При организации работы по заключению договоров на передачу научно-технических достижений юридический отдел должен учитывать требования Типового договора на передачу предприятиям и организациям своих научно-технических достижений другим предприятиям и организациям и на оказание им помощи в использовании заимствованного передового опыта, утвержденного постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике от 31 декабря 1971 г. N 530 *(9).
4.2. Юридическому отделу предприятия следует принимать участие в разработке условий о качестве продукции, включаемых в хозяйственные договоры.
Качество поставляемой продукции должно соответствовать стандартам, техническим условиям, образцам. Вместе с тем надо иметь в виду, что в договоре поставки могут быть установлены более высокие требования к качеству продукции по сравнению с теми требованиями, которые предусмотрены указанными актами. При ссылке на стандарты или технические условия необходимо в тексте договора указывать полное их наименование, дату утверждения, орган, утвердивший акт. В договоры можно включать также условия приемки по качеству, учитывающие специфику конкретной продукции (приемку на складе поставщика, отбор проб или выборочную проверку), предусматривать отличный от обычного порядок отсылки получателю документов, удостоверяющих качество продукции.
Юридическому отделу целесообразно совместно с заинтересованными подразделениями разработать бланк проекта договора поставки, выделив в специальный раздел условия о качестве продукции.
5. Осуществление юридической службой контроля за соблюдением
порядка приемки продукции по качеству
5.1. Юридический отдел предприятия должен осуществлять контроль за соблюдением установленного действующим законодательством порядка приемки продукции по качеству. Указанный порядок определен Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 25 апреля 1966 г. N П-7 (с дополнениями и изменениями, внесенными постановлениями Госарбитража СССР от 29 декабря 1973 г. N 81 и от 14 ноября 1974 г. N 98) *(10), Особыми условиями поставки, стандартами, техническими условиями и договорами.
В целях обеспечения надлежащего выполнения контрольных функций юридическому отделу рекомендуется внести руководству предложение о разработке заинтересованными подразделениями должностных инструкций, устанавливающих полномочия и обязанности работников, осуществляющих приемку продукции по качеству (при вызове представителей общественности или сторонних организаций, состоянии акта приемки, оформлении претензионных материалов, оставлении на ответственное хранение поступающей продукции и т.д.).
5.2. Контроль осуществляется юридическим отделом путем проверки выполнения конкретными должностными лицами требований, предусмотренных действующим законодательством. Проверки рекомендуется проводить периодически на основе планов работы юридического отдела. При проверках особое внимание следует обращать на правильность оформления актов приемки продукции.
Основная задача контроля - своевременно выявить отклонения от установленного законодательством порядка приемки продукции, определить причины допущенных отклонений и установить виновных лиц.
При незначительных нарушениях установленного порядка юридический отдел может ограничиться указаниями об их устранении. В других случаях о допущенных нарушениях следует сообщать руководству предприятия. В докладной записке необходимо назвать нормативные акты, требования которых были нарушены, указать чем подтверждаются факты нарушения, сообщить об отрицательных последствиях допущенных нарушений. Рекомендуется к докладной записке приложить имеющиеся у руководителей соответствующих структурных подразделений объяснения лиц, допустивших нарушения. Юридический отдел должен внести конкретные представления, направленные на устранение выявленных недостатков. Необходимые материалы следует подготавливать с учетом сроков, установленных законом для привлечения виновных должностных лиц к дисциплинарной и материальной ответственности.
6. Предъявление и рассмотрение претензий и исков,
связанных с качеством продукции
6.1. Юридический отдел предприятия организует и ведет работу по предъявлению и рассмотрению претензий, связанных с качеством продукции. Подготовку проектов претензий, а также ответов на претензии по качеству юридическому отделу следует осуществлять на основе заключений отдела технического контроля (или соответствующих этому отделу подразделений) по существу рассматриваемых вопросов. Претензионные материалы, поступающие в юридический отдел, необходимо анализировать с точки зрения их полноты, своевременности представления и правильности оформления. При этом юридическому отделу надо исходить из требований положений о поставках, Инструкции о порядке приемки продукции по качеству, Особых условий поставки, стандартов, технических условий, договоров. В случаях выявления нарушений со стороны работников предприятия юридическому отделу следует принять меры, предусмотренные абзацем 3 пункта 5.2 настоящих Методических рекомендаций. Подготовленные проекты претензий, а также ответы на эти претензии по качеству юридический отдел должен согласовывать с заинтересованными подразделениями, получать от них необходимые визы и представлять на подпись руководству предприятия.
Если юридический отдел непосредственно сам не ведет претензионную работу, связанную с качеством продукции, он осуществляет методическое руководство этой работой: дает рекомендации и указания о формах и способах предъявления и рассмотрения претензии по качеству, периодически проверяет состояние претензионной работы в соответствующем структурном подразделении.
6.2. Исковые материалы по спорам, связанным с поставкой продукции надлежащего качества оформляет юридический отдел совместно с другими структурными подразделениями. При выполнении этой работы надо иметь в виду, что особенности рассмотрения указанных споров отражены в Инструкции о рассмотрении арбитражами имущественных споров, связанных с поставкой продукции и товаров ненадлежащего качества и некомплектных, утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 25 мая 1977 г. N 7 *(11), а также в письме Госарбитража СССР Госстандарта СССР от 21 декабря 1976 г. N С-7/159/30-25/239 "О возбуждении и рассмотрении госарбитражами дел по материалам органов Госстандарта СССР" *(12).
7. Обеспечение законности при привлечении к ответственности лиц,
допустивших изготовление или выпуск недоброкачественной продукции
7.1. Рабочие и служащие предприятия, допустившие изготовление или выпуск недоброкачественной продукции, привлекаются к дисциплинарной, а в случае принесения имущественного ущерба и к материальной ответственности.
Для установления виновных лиц, а также выяснения причин изготовления или выпуска недоброкачественной продукции целесообразно проводить служебные проверки. Юридическому отделу следует внести предложение о разработке заинтересованными структурными подразделениями, в частности отделом технического контроля продукции (СТП в условиях КС УКП), в которой были бы закреплены организации и порядок проведения указанных проверок, основания их проведения, круг должностных лиц, участвующих в служебных проверках, права и обязанности проверяющих, сроки проведения, а также сроки и порядок оформления материалов проверок.
Юридическому отделу надо тщательно изучать материалы служебных проверок, если на их основе подготавливается приказ о наложении дисциплинарных взысканий или возмещении материального ущерба, причиненного предприятию.
7.2. Должностные лица, виновные в выпуске недоброкачественной продукции, привлекаются к уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством соответствующей союзной республики.
Предприятие, получившее недоброкачественную продукцию, сообщает об этом в прокуратуру по месту нахождения предприятия-изготовителя для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к уголовной ответственности. Необходимые материалы подготавливаются с участием юридического отдела. При оформлении материалов рекомендуется соблюдать порядок, установленный Прокуратурой СССР.
8. Разъяснение действующего законодательства по вопросам
качества продукции
8.1. В трудовом коллективе предприятия юридическому отделу необходимо организовывать пропаганду действующего законодательства по вопросам качества продукции. Для ведения такой пропаганды надо активно использовать многотиражные газеты, радиовещание предприятия. Целесообразно подготавливать соответствующие стенды. Особое внимание следует уделять лекциям и докладам. Рекомендуется разработать специальный цикл лекций и докладов по вопросам правового обеспечения высокого качества продукции. Для ведения пропаганды желательно привлекать специалистов органов Госстандарта СССР, Госарбитража СССР, Прокуратуры СССР, Министерства юстиции СССР, а также работников структурных подразделений предприятия.
Указанные мероприятия надо осуществлять с учетом состояния дел в области получения высокого качества продукции на предприятии. Их необходимо увязывать со всей системой правового воспитания членов трудового коллектива.
8.2. Юридическому отделу предприятия рекомендуется участвовать в организации занятий (семинары, совещания) по изучению должностными лицами нормативных актов по вопросам качества продукции, относящихся к деятельности этих работников. В частности, следует принимать участие в организации правовой учебы руководителей и ведущих специалистов подразделений, которым в рамках КС УКП предстоит работа по подготовке нормативных актов. Целесообразно регулярно информировать работников предприятия о новом законодательстве.
9. Анализ работы по использованию правовых средств в целях
обеспечения высокого качества продукции
9.1. Юридическому отделу предприятия необходимо совместно с другими структурными подразделениями анализировать работу по использованию правовых средств в целях обеспечения высокого качества продукции. Для проведения такого анализа рекомендуется разработать перечень вопросов, подлежащих обязательному изучению и обобщению. Вопросы целесообразно группировать в зависимости от объекта анализа. Например, вопросы о причинах преддоговорных споров и основаниях, по которым не были приняты условия по качеству в редакции предприятия, должны включаться в группу, характеризующую состояние работы по использованию хозяйственных договоров. Вопросы о количестве претензий по качеству, основаниях предъявления таких претензий, суммах штрафа за поставку недоброкачественной продукции и др. обеспечивают возможность анализировать претензионную работу.
9.2. Анализировать следует работу по использованию всех правовых средств, применяемых на предприятии в целях обеспечения высокого качества продукции. При этом рекомендуется обращать внимание прежде всего на недостатки, которые повлияли или могли повлиять на изготовление или выпуск недоброкачественной продукции (например, неправильное оформление договоров, невзыскание санкций с поставщиков недоброкачественной продукции, непринятие мер к лицам, допустившим изготовление или выпуск недоброкачественной продукции), а также на причины, порождающие указанные недостатки (отсутствие необходимых правовых знаний, ненадлежащее выполнение трудовых обязанностей, отсутствие четкой регламентации взаимоотношений должностных лиц на данном предприятии, использование недоброкачественного сырья, материалов и т.п.).
9.3. О результатах анализа необходимо сообщать руководству предприятия. В справке, предоставляемой на рассмотрение, следует дать краткую характеристику работе по использованию правовых средств в целях обеспечения высокого качества продукции. При этом целесообразно данные отчетного периода сравнить с данными предшествующего периода. Справка должна завершаться выводами и конкретными предложениями, направленными на дальнейшее совершенствование работы.
Юридический отдел по поручению руководства предприятия оказывает заинтересованным структурным подразделениям правовую помощь в организации контроля за осуществлением мероприятий, разработанных на основе анализа состояния дел в области правового обеспечения высокого качества продукции.
------------------------------------------------------------
*(1) Общие организационные вопросы работы юридической службы в настоящих рекомендациях не рассматриваются, поскольку они нашли свое отражение в Методических рекомендациях Министерства юстиции СССР от 19 февраля 1976 г. См. Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1976, N 5, с. 34).
*(2) В дальнейшем для краткости употребляется термин "юридический отдел".
*(3) В дальнейшем для краткости употребляется термин "предприятие".
*(4) См.: "Комплексная система управления качеством продукции. Рекомендации по разработке и внедрению в объединениях и на предприятиях". Издательство стандартов, М., 1976.
*(5) См.: "Правовые требования к стандартам и техническим условиям. Порядок проведения правовой экспертизы проектов государственных стандартов. Методические указания". Издательство стандартов, М., 1977.
*(6) См.: "Построение стандартов предприятия комплексной системы управления качеством продукции. Методические указания" (Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1977, N 6, с.8).
*(7) См. СП СССР, 1969, N 11, ст.64 и СП СССР, 1974, N 14, ст.84.
*(8) См.: "Законодательство о капитальном строительстве", вып.1. Юрид. лит., 1970, с. 583 - 594.
*(9) См.: Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1973, N 4, с. 25.
*(10) См.: Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1973, N 2, с. 33 и N 3, с. 48.
*(11) См.: Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1973, N 9, с. 9.
*(12) См.: Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1977, N 5, с. 10.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минюста СССР от 14 февраля 1978 г. N К-8-130 "О применении Методических рекомендаций" (извлечение)
Текст письма опубликован в Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1978 г., N 8, с. 41
Настоящее письмо фактически прекратило действие в связи с утратой силы установленных им норм
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минюста России от 1 апреля 2003 г. N 77