Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к постановлению Госкомтруда СССР
и Секретариата ВЦСПС
от 21 марта 1960 г. N 402/9
Положение
о рабочем времени и времени отдыха плавающего состава судов морского флота
I. Рабочее время
1. Для плавающего состава судов морского флота установлен семичасовой рабочий день, а в предвыходные и предпраздничные дни - шестичасовой рабочий день. Для отдельных категорий плавающего состава, занятых на работах с вредными условиями труда, установлен сокращенный рабочий день.
2. На судах с круглосуточной работой для членов экипажей может устанавливаться восьмичасовой график вахт и судовых работ и за время, отработанное сверх установленного рабочего дня, членам экипажей предоставляются дополнительные дни отдыха.
Перечень должностей работников, для которых устанавливается восьмичасовой график вахт и судовых работ, утверждается пароходством или другой организацией, имеющей суда морского флота, по согласованию с бассейновым или другим соответствующим комитетом профсоюза.
3. При стоянках в портах и во всех случаях вывода судов из эксплуатации (ремонт, отстой и т.п.) устанавливается, как правило, для членов экипажей семичасовой график вахт и судовых работ.
В порядке исключения, в зависимости от конкретных условий, капитанам предоставляется право по согласованию с судовым комитетом профсоюза устанавливать при стоянках в портах для отдельных членов экипажа восьмичасовой график вахт и судовых работ.
4. Для кочегаров судов, работающих на твердом топливе, продолжительность рабочего дня на ходу установлена шесть часов, а на стоянках - семь часов.
5. На судах в период их эксплуатации допускается установление в течение суток нескольких вахт меньшей продолжительности, чем общая продолжительность рабочего дня плавающего состава (четыре, три или два часа).
При этом суммарная продолжительность вахт должна равняться установленной продолжительности рабочего дня плавающего состава.
6. На судах, где из-за отсутствия жилых помещений для размещения полной штатной численности экипажа нет возможности ввести трехсменную работу (вахту), министерством и ведомством СССР или совнархозом может быть введена, в порядке исключения, по согласованию с соответствующим профсоюзным органом двухсменная работа (вахта), а для кочегаров судов, работающих на твердом топливе во время хода судна - трехсменная работа (вахта).
7. В пунктах погрузки и выгрузки, где не имеется грузчиков, к работе по погрузке и выгрузке судов могут привлекаться члены экипажей судов с соблюдением общих правил и норм трудового законодательства.
8. Общая продолжительность сверхурочных работ для каждого члена экипажа судна, за исключением авральных работ, а также погрузочно-разгрузочных работ, указанных в пункте 7 настоящего положения, и работ, выполняемых за недостающих по штату членов экипажа, не должна превышать 10 часов в месяц.
9. Для плавающего состава судов морского флота продолжительность вахт в ночное время не сокращается.
10. Во время стоянки судов в портах или на рейде по распоряжению капитана могут быть оставлены во внеурочное время члены экипажа для обеспечения безопасности судна.
11. При стоянках в портах в зависимости от конкретных условий и в случаях вывода судов из эксплуатации (ремонт, отстой и т.п.) для командного состава может устанавливаться суточное дежурство с предоставлением на следующий день отгула продолжительностью одни сутки.
II. Время отдыха
12. Плавающий состав судов морского флота в соответствии с действующим законодательством о труде пользуется правом на:
а) ежедневный отдых;
б) еженедельный день отдыха;
в) отдых в праздничные дни;
г) сокращенный рабочий день в предвыходные и предпраздничные дни;
д) очередной (основной) и дополнительные отпуска.
13. Члены экипажей судов с круглосуточной работой, кроме еженедельного дня отдыха, получают дополнительные дни отдыха за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени.
Для определения числа дополнительных дней отдыха, предоставляемых за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени, из общего числа часов, проработанных в данном периоде (без сверхурочных, авральных и погрузочно-разгрузочных работ, а также работ за недостающих по штату членов экипажей), вычитается число нормальных рабочих часов при семичасовом рабочем дне в данном периоде. За каждые семь часов, проработанных сверх нормального числа рабочих часов, предоставляется один дополнительный день отдыха.
14. Ежедневный отдых предоставляется членам экипажей продолжительностью 16, 17 или 18 часов в сутки в зависимости от установленной графиками продолжительности вахт или судовых работ.
Временем ежедневного отдыха членов экипажей считаются промежутки между отдельными вахтами, устанавливаемыми администрацией судна графиками, согласованными с судовым комитетом профсоюза, при этом один из перерывов должен обеспечивать восьмичасовой непрерывный отдых.
15. Сокращенный рабочий день в предвыходные и предпраздничные дни для членов экипажей может устанавливаться при условии обязательного предоставления на следующий день дня отдыха.
В остальных случаях членам экипажей вместо сокращенного рабочего дня в предвыходные и предпраздничные дни предоставляются дополнительные дни отдыха из расчета - один дополнительный день отдыха за каждые семь предвыходных и предпраздничных дней, отработанных по семь часов.
16. Еженедельные дни отдыха и праздничные дни или отгулы за работу в эти дни, а также указанные в пунктах 13 и 15 настоящего положения дополнительные дни отдыха должны предоставляться членам экипажей в любом отечественном или зарубежном порту, как правило, в период эксплуатации судна в порядке, устанавливаемом капитаном судна по согласованию с судовым комитетом профсоюза.
17. Продолжительность непрерывного еженедельного отдыха, предоставляемого членам экипажа, несущим семичасовую или восьмичасовую вахты, должна составлять не менее 32 часов, а у работников, которым установлен шестичасовой рабочий день - не менее 33 часов.
18. При стоянке в порту в выходной или праздничный день капитаны должны оставлять на судах минимальное число членов экипажей для несения вахтенной службы и обеспечения безопасности судов, а также, если это необходимо, для приема и сдачи груза или устранения последствий аварии. Всем остальным членам экипажа должны быть предоставлены выходные дни.
Проведение на судах при стоянке в порту в выходной или праздничный день каких-либо работ, не связанных с грузовыми операциями или устранением последствий аварии, а также входом в порт или выходом из порта, не допускается.
Капитаны судов обязаны использовать стоянки судов в отечественных и зарубежных портах в рабочие дни для максимального предоставления членам экипажей отгулов за работу в дни еженедельного отдыха и в праздничные дни, а также указанных в пунктах 13 и 15 настоящего положения дополнительных дней отдыха. В связи с этим капитанам судов предоставляется право, в зависимости от производственных условий, устанавливать на стоянках в портах в рабочие дни недели дни отдыха с оставлением на борту минимального числа членов экипажа, необходимого для несения вахтенной службы и обеспечения безопасности судна.
19. Когда по условиям работы невозможно в период эксплуатации судов регулярное предоставление еженедельных дней отдыха и праздничных дней или отгула за работу в эти дни, а также указанных в пунктах 13 и 15 настоящего положения дополнительных дней отдыха, разрешается суммировать такие дни и предоставлять их отгулом в период нахождения судов в ремонте или на отстое, а также путем подмены членов экипажа на один или несколько рейсов, перед зачислением в резерв и приурочивать их к отпуску.
20. При согласии членов экипажа дни отдыха могут им предоставляться во время нахождения судна в море.
Дополнительные дни отдыха за время, отработанное сверх установленного рабочего дня, могут предоставляться плавающему составу судов по усмотрению капитана и по согласованию с судовым комитетом профсоюза во время нахождения судна в море.
21. В период стоянки судов на ремонте, зимовке и отстое членам экипажей должны быть предоставлены все полагающиеся за этот период дни отдыха; кроме того, эти стоянки должны быть использованы для максимального предоставления членам экипажей отгула за ранее неиспользованные дни отдыха.
III. Авральные и аварийные работы
22. Авральными и аварийными работами считаются те работы на судне, выполнение которых требует вызова всего экипажа или части экипажа данного судна в помощь вахтенным. Авральные и аварийные работы производятся по распоряжению капитанов судов в течение установленного и сверх установленного рабочего дня и являются обязательными для всех членов экипажа.
23. К работам аварийного характера на судах морского флота относятся:
а) работы по устранению аварийного состояния судна и исправлению повреждений и поломок как корпуса, так и машины во время плавания, препятствующих дальнейшему следованию судна до первого порта, работы по спасанию людей и судна, судового имущества и грузов, а также работы по оказанию помощи другим судам, терпящим бедствие;
б) работы, вызванные штормовой погодой: дополнительное крепление судового имущества и грузов, постановка и уборка парусов и тентов, дополнительная подача швартовых концов, перешвартовка в портах и перестановка судна в безопасное место;
в) работы по снятию своего судна с мели и по отгрузке топлива и грузов для облегчения судна, когда оно терпит бедствие;
г) работы по ликвидации пожаров на судне, а также на буксируемых и рядом стоящих судах;
д) работы, вызванные объявлением пожарной или водяной тревоги.
24. К авральным работам на судах морского флота относятся:
а) работы, связанные с входом судна в порт и выходом из него, открытие и закрытие грузовых люков, постановка и уборка трапов, сходен, швартовка и отшвартовка судна, подъем якорей, постановка и уборка парусов;
б) работы, связанные с выполнением таможенных и других формальностей;
в) работы по переводу судна в пределах рейда или порта за исключением судов, специально работающих на рейде или в порту;
г) работы по установке и снятию землечерпательного каравана;
д) работы по перекладке трубопровода рефулерного земснаряда.
25. Настоящее Положение распространяется на плавающий состав судов морского флота независимо от их ведомственной подчиненности.
В той части, в которой режим рабочего времени и времени отдыха плавающего состава судов морского флота не регулируется настоящим Положением, применяются общие нормы трудового законодательства СССР.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.